Календари природы и погоды для обучения детей. Делаем календарь природы для детского сада своими руками Шаблон градусника для календаря природы

алсу салахова
Оформление уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам

Презентация о правильном оформлении уголка «Календарь природы » по всем возрастным группам

Для фиксации меняющихся природных объектов могут быть разработаны различные типы графических моделей. В педагогической интерпретации - это календари наблюдений за явлениями природы . Их главное содержание - знакомство с птицами и с другими меняющимися сезонными явлениями природы , ростом и развитием живых существ. Ведение календаря дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции. Как показывает практика дошкольного воспитания - познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.

Я представлю вам календари для младшей , средней, старшей и подготовительной группы .

Для второй младшей и средней групп - это набор картинок по каждому сезону, на которых в соответствии с программой изображены основные погодные явления. Малышам надо научиться выделять солнце, облака, дождь и т. д. На ряде картинок должно быть нарисовано одно и то же дерево (например, береза) в разных условиях : в тихую и ветреную, в дождливую и солнечную погоду, с зелеными листьями, с желтыми листьями во время листопада, без листьев. Еще должна быть плоская картонная кукла с набором бумажной одежды на все сезоны. С помощью картинок дети закрепляют представления о явлениях природы , полученные во время наблюдений. Кукла же помогает определить степень тепла или холода и вносит игровой элемент в деятельность малышей.

Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям . С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад) . С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).

Собираясь на прогулку в понедельник, воспитатель показывает детям куклу, сообщает ее имя, говорит, что она пришла к ребятам в гости и хочет посмотреть, как они одеваются. После прогулки кукла ждет, пока малыши разденутся,- ей не терпится узнать, что они видели на участке. Воспитатель предлагает детям назвать то, что они заметили во время наблюдений (солнце, дождь и т. д.) . «Сейчас мы тебе покажем картинку» ,- говорит педагог, обращаясь к кукле, и достает коробку с набором карточек, изображающих различные явления природы . Он показывает карточку, на которой изображено не то, что видели ребята на прогулке. «Дети, мы с вами смотрели на солнышко. Это солнышко?- Нет, это облака, давайте найдем другую картинку, где нарисовано солнце». Дети находят нужную картинку, показывают ее кукле и ставят на подставку (типа книжной) . «Ты, наверное, тоже хочешь погулять? - обращается педагог к кукле. - Погуляй здесь (ставит ее возле карточки) . Солнышко на тебя будет светить. Только надо одеться. Сегодня тепло, ребята во время прогулки были в легких кофточках. Ты тоже надень кофточку». Воспитатель находит бумажную кофточку, надевает ее на куклу и говорит, что Наташа (имя куклы) теперь тоже гуляет.

Ежедневные наблюдения с использованием карточек и куклы в течение первой недели помогут детям второй младшей группы начать знакомиться с разнообразием природных явлений . В дождливую погоду, когда ребята не идут на прогулку, воспитатель проводит наблюдения из окна. Детям интересно : все кругом мокрое, блестящее, по стеклу ползут капли дождя. Педагог обращает внимание на то, что ребята на улице не гуляют, только взрослые идут по делам - на них плащи, у некоторых зонтики. Кукла появляется и в такую погоду. Дети находят карточку, изображающую дождь, и отпускают Наташу гулять, надев на нее плащ или срочно изготовив зонтик.

В средней группе сохраняется тот же принцип работы с календарем , но четырехлетние дети уже более обстоятельно наблюдают за погодой, отмечают характерные для нее признаки (например, ветер то возникает, то затихает; туча набежала, пошел дождь, затем снова солнце светит). В этом случае выставляются две-три картинки (береза в безветренном состоянии, береза в порыве ветра - листопад и т. д.). Кукла может быть та же самая, но набор одежд ей следует сделать новый (выросла - ей купили новую одежду) .

Таким образом, работа с набором картинок и куклой во второй младшей и средней группах способствует формированию у детей отчетливых представлений о сезонных явлениях природы , учит фиксировать наблюдения с мощью готовых образов-картинок. Игровым способом дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода. Все это является базой для ведения календаря природы в старшем дошкольном возрасте .

Календарь природы для старшей , подготовительной к школе групп состоит из трех граф : 1) время; 2) неживая природа (погода) ; 3) живая природа (растительный и животный мир, труд людей. В календаре детей шестого жизни первая графа представлен одной неделей, в календаре детей ceдьмого года жизни - четырьмя (клеточки второй недели закрашены, остальные-пустые) . Это важно для формирования у детей, идущих в школу, отчетливых временных представлений : при обсуждении заполненного календаря он видят , что в сентябре четыре недели, а наблюдения за сезонными явлениями природы велись в течение одной (второй) недели. В дальнейшем при заполнении календаря им станет понятно временная протяженность сезона : три месяца, каждый из которых состоит из четырех недель, в свою очередь каждая из которых состоит из семи дней.

Ежедневно после прогулки дети закрашивают клеточку, соответствующую данному дню, и проставляют значки, обозначающие погоду. В конце недели (в четверг или пятницу, понаблюдав за растительностью и животным миром, дошкольники рисуют картину живой природы .

При ведении календаря необходимо обратить внимание на следующие моменты : он должен заполняться детьми своевременно под руководством воспитателя; условные значки - это схематизированные рисунки явлений, которые дети наблюдают. Аккуратно и красиво заполнить клетки календаря помогут специальные трафаретки, изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона. Это особенно важно на первых этапах в старшей группе , когда дети только знакомятся с календарем такого типа . Рисование по трафареткам интересно дошкольникам и нивелирует разницу их изобразительных умений.

Для формирования умения заполнять календарь , т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения их читать (рассказывать о наблюдениях по календарю , важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими являются следующие обозначения : дни недели – разным цветом, погоду – значками натуралистического характера (например, ветер – дерево, наклонившееся в сторону, снег – графическое изображение снежинок и т. д.) Особенно следует остановится на графическом изображении степени тепла и холода : это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто (куртку, в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой» того или иного цвета, например, воробей – коричневая «галочка» , голубь – синяя, синица – желтая, снегирь – красная и т. д.

Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал : использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления , прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой , когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.

Марина Суздалева

Смена времен года, дня и ночи, различные атмосферные явления и осадки являются предметом для изучения весь дошкольный период. Для облегчения задачи наблюдения за изменениями, которые происходят в природе участницы « » сделали для своих малышей календари природы своими руками. Как оказалось, вариантов создания подобного дидактического пособия может быть много. Уверенна, один из них приглянется и вам, и совсем скоро в вашем дома будет свой центр для наблюдения за погодой с детьми.

Исходные материалы:

  • Лист ватмана;
  • Лист цветного картона;
  • Цветные заготовки (у нас это явления природы, время суток, и времена года);
  • Магнитная лента;
  • Магниты держатели;
  • Файл;
  • Двухсторонний скотч;
  • Ножницы;
  • Клей;
  • Толстые нитки с иголкой.

Процесс изготовления:


Виктория Печиева, мама 2 малышей: Настеньки 2г. 5мес. и Матвейки 8мес., г. Белореченск.

Календарь природы для малышей

Я сделала календарь природы на большом листе ватмана. Сначала разработала эскиз, продумала где какие элементы будут располагаться. Старалась сделать максимально простым, чтобы был понятен дочке.

В календаре есть:

  • времена года;
  • дни недели;
  • погода;
  • время суток.

Распечатала цветные картинки на принтере, какие-то раскрасила. Дни недели располагаются в цветных кружочках из самоклеющейся бумаги строго по цветам радуги, пронумерованы и подписаны. Дни недели и время суток расположены в кругу, который я наклеила на твердый картон.

Самое сложное было сделать крутящиеся стрелочки, в этом помог папа. Сами стрелочки сделаны из кусочков бутылки от йогурта (первоначально вырезала из картона, но показались непрочными). Стрелочка приделана с помощью болта и гаек, гайки закручиваются с обеих сторон плаката, для прочности все проложила картонкой. Металлические элементы заклеила белой самоклеющейся бумагой.

Сначала можно рассматривать плакат, изучать цифры, цвета, погоду, а потом дочка сама будет показывать какая сейчас погода.

Ольга Антоненко и дочка Олеся 1 г.5 мес., г. Ярославль

Календарь — окошко на холодильник

Нам понадобятся:

  • картон;
  • цветная красивая бумага;
  • мягкие магниты;
  • распечатанные тематические картинки;
  • клей.

Идея создания погодного календаря мне сразу очень понравилась. Единственное, делать что-то масштабное, проектное не было времени. Да и хотелось что-то небольшое и на магнитах. Поэтому решила, что это будет окошко на холодильнике. Холодильник у нас удачно стоит возле окна, и как правило именно с него начинается день. Вот и подумала было бы здорово начинать не только с еды, но и с наблюдения того, что сейчас за окном, какой день недели, в каком настроении мы проснулись и заполнять наше окошко.

Само окошко сделала из плотного картона. Потом оформила его красивой цветной бумагой и приклеила с обратной стороны мягкий магнит. Потом распечатала картинки. Решила, что это будет:

  • Число месяца — поможет нам изучить числа;
  • Дни недели — в виде вагончиков, так что их можно как прикреплять в окошко так и собирать рядом по порядку в ;
  • Погода — будем смотреть в окошко и анализировать, что мы видим сейчас;
  • — помогут сыну лучше понимать что он чувствует;
  • Месяцы – думаю, уже можно потихоньку осваивать.

И последнее самое сложное в реализации, но очень хочу чтобы это было — самое важное событие дня. Его можно проставлять утром, как ожидание того, что нам предстоит сегодня, или вечером, чтобы сын сам выбирал, что ему больше всего запомнилось.

Пока эта графа не заполнена, мне нужно подумать какие картинки выбрать, скорее всего она будет пополняться постепенно, ведь важным событием может стать и поход в театр и покупка мороженного.
В любом случае надеюсь заполнение этого окошка станет хорошей традицией начала дня.

Ольга Данилова и сын Юра 2,6г., г. Санкт-Петербург.

Календарь делали в несколько заходов. Он состоит из трех блоков:

  • сезон;
  • день /ночь (дни недели нам пока сложно осознать).

Задумка была такой: сделать сенсорные сезоны.

Зима — покрыли лист сильно разведенной синей гуашью, затем насыпали солью. Когда высохло — получилось очень красиво, кристаллы соли переливаются как снег.

Весна — сначала нарвали салфеток, затем мочили их в растворе (вода + зеленая гуашь + ПВА). Я приклеивала на лист. После высыхания ребенок пальчиком нанес цветы — желтые, синие, красные.

Лето — бабочку раскрашивали пальчиками.

Осень — сначала ребенок пальчиком нарисовал опадающие листья, затем приклеили палочки в виде деревьев.

Дождик рисовали пальчиками. Снежинку я вырезала. Солнышко из прищепок (есть его другая модификация на картоне). Тучку вырезали из губки. Ночь — на крышке от крема пальчиком нарисовали звезды.

Сезоны постоянно размещены, остальное вставляется в прозрачные кармашки. Будем изучать погоду на улице и время суток.

Алла Шувалова и дочка Леночка 11 мес., г. Самара.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Календарь – плакат на самоклеящейся пленке

Хотелось для дочки сделать функциональную, полезную вещь, но при этом, чтобы она была ей интересна, понятна, отвечала ее интересам и соответствовала возрасту. Поэтому нагружать слишком не стала. Так как дочка любит рисовать, было решено выделить для этого специальное место: нарисовала дерево (яблоньку). Потом будем рисовать цвет, листочки, яблочки. В общем, то, что будем наблюдать в природе.

Основные явления природы сделала в виде игрушек на липучке:

  • солнышко из ниток мулине. Обвязала картонный круг крючком;
  • наполнителем для облака послужил синтепон;
  • тучка с дождиком наполнена пшеном — «дождинками»;
  • снежинку сплела из бисера (в интернете можно найти много схем).

Весь плакат заклеила самоклеящейся пленкой за счет чего добилась многофункциональности.

Яблонька получилась по типу «рисуй-стирай», на остальную область можно приклеивать на скотч или на эту же пленку карточки: признаки весны, другие явления природы (радуга, туман, гроза и др.). Я наклеила для себя коротенькие стишки про облако, солнышко, весну, получились маленькие шпаргалочки.

Катерина Ефремова и дочка Оля 1 г. 3 мес.

Календарь погоды взялись делать всей семьей: мама вырезала, дочка клеила, а папа – собирал всю конструкцию! Для нашего возраста решили, что достаточно будет определять погоду по следующим параметрам: светит солнце, облачная погода, идет снег или дождь. Со временем календарь дополним другими критериями. А пока, перед тем как пойти на утреннюю прогулку мы с Алёной смотрим в окно и проговариваем что же за погода за нашим окном, а потом идём к календарю погоды и за его окошко прячем соответственно либо солнце, либо тучи, либо снег, либо дождь.

Нам понадобились:


Процесс изготовления:

  1. На большой лист картона приклеили заготовки из цветной бумаги (круг и лучики для солнца, тучки, снежинки сделали с помощью фигурного дырокола, капельки дождя).
  2. Из небольшого картона вырезали окошко, с одной стороны которого приклеили тоненькую трубочку от коктейля.
  3. По центру календаря натянули леску, вставили ее в окошко с трубочкой. По краям изнаночной стороны календаря приклеили еще небольшие кусочки трубочки, вставили в них леску и завязали ее концы на середине изнаночной стороны.

Тем самым окошко легко перемещается с одного конца календаря природы в другой и может, как подниматься на верхний ряд, так и опускаться на нижний.

Салимова Ольга и доченька Алёна, 2г.2мес., г.Екатеринбург.

У нас с дочкой уже был календарь с указанием времен года, который мы делали вместе: вырезали картонный круг, разделили его на 4 части, в каждой из которых нарисовали дерево (занесенное снегом, распускающееся и цветущее, с ярко-зеленой кроной и желто-рыжее).

После я приклеила наш «Циферблат времен года» на лист формата А3, подписала и дополнила его листочком с названием сезона и месяцев (цветная скрепка здесь выступает указателем), а также кармашком, где мы показываем число.

Теперь дошла очередь до календаря погоды. Сделали еще одно круглое табло со стрелкой-указателем. Придумали условные обозначения, нарисовали и кнопкой прикрепили к уже имеющемуся календарю новое табло и стрелку.

Получилось намного проще и быстрее, чем сама ожидала, видя подобные календари!

Кудряшова Надежда и дети Аня (4,4 года) и Миша (1,2 года), г. Санкт-Петербург.

Вот наш вариант простого календаря погоды. Распечатали дни недели, время суток и время года. На отдельном листе нарисовали круг с месяцами и разукрасили его, добавили времена года на него и разделили по секторам.

Повесили на магнитную доску, и при помощи магнитов дочь выставляет нужное значение. А в графе дата и погода пишет соответствующие значения. Вот такая мобильная доска у нас получилась. Самое интересное, что дочка может проявить фантазию и нарисовать такую погоду как она сама чувствует. Это мини арт — терапия получается.

Трухачева Мария и дочь Василиса 6 лет

Идея календаря погоды своими руками мне очень понравилась, так как мы с сыном уже начали узнавать такие понятия, как времена года, погода, осадки.

Для начала я взяла основу лист акварельной бумаги формата А3, оклеила его цветной бумагой, с изображением облаков. Главной темой календаря я взяла именно понятия времена года и то, что в каждом времени года по 3 месяца.

Нашла вот такие картинки, сделала один угол закругленным и приклеила на основной лист. Потом написала названия месяцев. Календарь планирую повесить на холодильник, рядом с окном, чтобы можно было с сыном заглянуть туда и посмотреть, какая сейчас погода.

Слева нарисовала шкалу с видами осадков, напротив которых можно поставить магнитик. Подписала календарь и сделала стрелочку для определения месяца. Вот календарь и готов!

Хорошо видно: сейчас весна, месяц март, на улице идет снег. Сын уже рассмотрел его и мне кажется, что календарь ему понравился.

Гейдо Ольга и сынишка Ваня 1 г. 3 мес., г. Новосибирск

Понравились календари природы и погоды своими руками? Поделитесь со знакомыми мамами, нажав на кнопочки социальных сетей внизу и порадуйте своего ребенка такой же полезной игрушкой!

Согласно программы ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями.

Организация уголка природы способствует:

  • развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира;
  • формированию элементарных экологических представлений;
  • воспитанию умения вести себя в природе;
  • воспитанию любви к природе и желанию беречь ее.

К оформлению уголка природы каждый педагог подходит по-своему.

Но существуют общепринятые особенности организации уголка живой природы:

1. Размещение живых цветов для закрепления знаний о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомства со способами ухода за ними.

2. Заведение живых обитателей (волнистые попугайчики, рыбки, морские свинки и т.д.) для воспитания любви к животным, бережного отношения и ухода за ними.

3. Обустройство уголка наблюдения за природными явлениями для знакомства с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Если с первыми двумя пунктами все просто и понятно, то с третьим возникают вопросы. Каким образом обустроить уголок природы для знакомства детей с природными явлениями, какую информацию туда разместить и как ее оформить. Чтобы не искать ответы на эти вопросы и облегчить жизнь воспитателям, некоторые производители товаров для детского сада уже создали готовые модели календарей природы и погоды. Они содержат всю необходимую информацию и соответствуют определенной возрастной группе ребенка. Таким образом календари природы делятся на 2 группы:

Для младшей группы детского сада (от 3 до 4 лет)

Яркие, с красочными изображениями животных и растений, стенды, которые всегда привлекут внимание детей и будут стимулировать их к процессу обучения. Как правило, содержат следующую информацию:

  • о сезонах (зима, лето, весна, осень),
  • днях недели (понедельник-воскресенье),
  • природных явлениях (дождь, ветер, солнце и т.д.)

С помощью педагога и календаря наблюдений дети научатся замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, птицы улетают в теплые края; научатся узнавать и называть время года.

Для средней и старшей групп детского сада (от 4 до 6 лет)

Смотрите ролик

Красочные календари наблюдений, которые содержат все необходимое для изучения природных явлений в старших группах детского сада.

В комплект к таким календарям, как правило, входят специальные плашки, которые во время занятия педагог вставляет в акриловые кармашки (день недели, число, месяц, год, праздники и т.д.).

Многие модели содержат интерактивные градусники, которые так нравятся детям и оживляют ход занятия. Передвигая бегунок, дети изучат такие понятия, как «холодно-жарко», «прохладно-тепло».

В настоящее время выпускаются более современные модели календарей природы, которым отдают предпочтение многие педагоги. Это магнитно-маркерные календари наблюдений.

Они интересны тем, что записывая на маркерной поверхности данные, можно вести дневник наблюдений за погодой прямо у себя в группе. Так, наглядным образом, вместе с детьми есть возможность провести сравнительный анализ данных за сегодня и вчера, за сегодня и прошлый понедельник и т.д.

Пример:
— Дети, какая у нас сегодня погода? Давайте выглянем в окошко и посмотрим.
— Светит солнышко и тепло.
— Дети, а какая вчера была погода на улице?
— Было прохладнее, чем сегодня и шел дождик.

Таким образом дети научатся замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад и т.д., устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, отцвели цветы и т.д.)

Некоторые модели магнитно-маркерных календарей природы продаются с любимыми детскими магнитиками. На них изображена одежда, которую необходимо одевать при той или иной погоде, государственные праздники, природные явления. Каждому ребенку такой элемент однозначно придется по душе. Ведь кто не любит магниты!

Также календари природы и погоды, которые относятся к последней группе, можно использовать для работы с детьми младшего школьного возраста, так как на некоторых из них находятся часы, по которым очень удобно изучать время.

Главная задача календаря природы – привлекать внимание детей к природе, расширять и уточнять представления о природе, учить наблюдать, развивать любознательность.

Вот уже неделю создаю календарь природы для Дани. Вот так примерно он будет выглядеть. Как только прочищу дюзы принтера, сразу распечатаю и повешу, стенд у нас уже висит.

Немного о содержимом.

Поезд дни недели раскрашен в цвета радуги, в вагончики можно будет вставлять героев - котенка, щенка и др. Также их можно будет сажать в корзину воздушного шара. В качестве героев можно использовать персонажей любимых мультфильмов, гномика, домовёнка и т.п. На каждом вагончике количество кружков соответствует дню недели по счёту.

На воздушном шаре и будильнике будут стрелочки, которые ребенок будет перемещать в соответствии с месяцем года и временем суток. На свободных листах будут размещаться стихи, загадки про времена года, дни недели и т.п.

На термометре будет сине-красная ниточка, которую можно будет перемещать в зависимости от того, какая температура на улице. Герои, которых можно будет сажать в поезд и воздушный шар.

На полосу вчера, сегодня, завтра можно будет прикреплять картинки с основными событиями, которые происходят в жизни ребенка: приезд или поездка к бабушке, поход в театр, парк, цирк, детский сад, праздники и т.п. Также туда можно будет прикреплять данные о своих метереологических наблюдениях - погоде - дождь, снег, солнечно, облачно и т.п.

Чтобы получить Календарь природы, просто сделайте РЕПОСТ этого сообщения в любую социальную сеть или свой блог и отправьте мне на почту активную ссылку на него.

ВАЖНО! Активную ссылку на свой репост присылайте мне на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Здесь, к сожалению, я не всегда успеваю следить за комментариями.

Спасибо за комментарии и отзывы!)

Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится с правилами общения и поведения, узнает много нового о себе и окружающем мире. Программа ФГОС гласит, что среди прочего обязательно в каждой группе должен присутствовать календарь природы для детского сада. Для младших деток это один стенд, для старших – другой. Однако подобный календарь выполняет важные задачи и служит дидактическим материалом педагога в ознакомлении ребят с природой и погодой.

Календарь природы для детского сада – зачем он нужен?

Уголок природы, как еще называют вышеупомянутый календарь, является полезным украшением для каждой группы. Он должен быть не только ярким и интересным, но и содержательным. Основные функции календаря :

  • Формирование у детей представления об экологии.
  • Развитие мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями.
  • Внушение азов правильного поведения на природе и желания сберечь ее.
  • Формирование представления о том, как огромен и разнообразен мир вокруг.
  • Воспитание трепетного отношения и любви к природе.

Представление о том, каким должен быть природный уголок, у каждого воспитателя свое. Но не стоит забывать о том, что дети должны узнать максимум нового и в понятной для себя форме. Дополнением к календарю станет , где вы можете разместить (фикус, примула, фиалки, хлорофитум и прочие) и показывать ребятам, как за ними правильно ухаживать. Там же можно завести небольших и неприхотливых животных: рыбки, свинки, попугаи, хомячки, мышки, черепашки. Дети смогут наглядно следить, как в зависимости от времени года и погодных условий ведут себя представители флоры и фауны.

Самая большая трудность у педагогов обычно связана с оформлением календаря в уголке природы. Вопросы о том, какую информацию туда разместить, как ее правильно подать, как рассказать воспитанникам о том, что они видят. Сейчас в магазине можно встретить большое количество уже готовых календарей природы для детского сада, которые содержат все необходимое. В итоге все варианты делятся на 2 возрастные группы: для младшей группы и средней/старшей группы.

Календарь природы для младшей группы

Для детей 3-4 лет выделяют несколько типов календарей природы: наблюдение за ростом и развитием животных, за птицами, за сезонными изменениями в природе. В календаре про птиц размещаются фотографии разных птичек, которые прилетают на кормушку – со многими из них дети знакомятся впервые.

Календарь изменений в природе в зависимости от сезона позволяет ребятам ежедневно систематически наблюдать за происходящим за окном и сверять с данными. Очень часто он оформляется в виде часов со стрелкой. Педагогу необходимо провести наблюдения для них в начале и конце каждого сезона. К календарю прилагаются картинки с изображением погодных условий в разное время года, поэтому после прогулки вся младшая группа может найти необходимые из них (солнце, дождь, ветер, метель) и прикрепить к стенду. При этом в календаре может присутствовать несколько секторов:

  • Сезоны: лето, весна, осень, зима. Календарь природы для детского сада стоит в любом случае оформить с этим сектором, ведь в младшей группе как раз начинает появляться представление у деток о том, что такое холодно, жарко, ветрено, относится это к весне или осени, зиме или лету, улетают птицы или возвращаются.
  • Природные явления и температура: дождь (сильный и слабый), снег, метель, ветер, солнце, туман, град, иней, лед и прочее; шкала температуры с движущимся по ней элементом.
  • Дни недели: с понедельника по воскресенье.

Одновременно с использованием календаря природы воспитатель дает детям поиграть в дидактическую игру, где необходимо куклу. Они должны понимать, насколько теплую одежду необходимо подобрать, куда и в какой последовательности ее стоит надеть.

Календарь природы для детского сада средней и старшей группы

Если с малышами 3 лет воспитатель наблюдает за каждым явлением природы отдельно, то с 4 лет дети способны воспринимать по 2-3 явления одновременно. Например, не только дождливую погоду, но и ветреную погоду при этом, или не просто распускание листьев на деревьях, но и их опадание при порыве ветра. Календарь природы при этом может быть усложнен или дополнен.

Скажем, месяцы с праздничными днями могут быть заполнены соответствующими флажками или картинками: «8 марта», «Новый год», «Пасха» и прочие. Теперь можно не только помечать день недели, в который ребята сегодня пришли в детский сад, но и указывать наступившее число, месяц и год.

Производители календарей стали выпускать и довольно современные их модели, которые содержат магниты и могут выступать в роли доски для смываемых маркеров. Дошколята, уже освоившие буквы и цифры, могут вносить в него свои заметки или изображать увиденное рисунками – или это делает педагог. Получается своеобразный дневник наблюдей, который можно ежедневно обсуждать вместе с воспитанниками. Стили календарей могут быть самыми разными: мультяшные, спортивные, однотонные, забавные, с изображением детей, зверей, растений или красивой природы на фоне.

Делаем календарь природы для детского сада своими руками

Если средств на покупку готового календаря нет или фантазия бурлит так, что хочется реализовать свои задумки в его создании, то при затрате времени около 5-6 часов, можно сделать уголок природы своими руками. Приведем несколько интересных вариантов.

Пожалуй, наиболее практичным календарем будет тот, у которого износостойкая основа и прекрасная цепкость. Прекрасный вариант – прямоугольный коврик. На него вы сможете при помощи булавок цеплять картинки и украшения. Минус такого календаря – не самая высокая безопасность. Поэтому оптимальнее применить его в старшей группе детского сада. Каждое время года пусть будет оформлено отдельно.

Наступила весна – можно развесить соответствующие фотографии (даже самих деток), вырезанные из журналов или открыток картинки. В интернете вы найдете и изображения погодных явлений для этого времени года. Из цветной бумаги можно сделать «часы» дней недели и времени суток. Либо это могут быть просто картинки, которые выбираются при помощи флажков.

Еще один неплохой вариант – фанерная основа или из ПВХ. Тогда работать будет безопаснее. Самоклеящаяся бумага позволит как украсить стенд, так и правильно его оформить. Попросите творческих родителей принести из дома тематические открытки или изготовленные вручную интерактивные элементы. Движущийся показатель термометра может быть сделан из замков красного и синего цвета. Пусть они смыкаются по середине, а выше и ниже ее распишите показатели градусника с оригинальной шкалой.

Интересным будет и упрощенный вариант природного календаря. Времена года расположите по часовой стрелке, обозначив их свойственными погодными условиями. В центр разместите стрелку. Можно прикрепить к основе 4 файла и вставить в них изображения с временами года, а сверху при помощи самоклеящейся бумаги или двустороннего скотча цеплять изображения животных, погодных явлений, температуры и прочего.

Оформив календарь природы для детского сада, вы позволите своим воспитанникам познать окружающий мир в его проявлениях в виде осадков, понижения и повышения температуры, просыпающихся и засыпающих животных и цветов. Сделайте или купите такой стенд, который будет понятен детям. Пусть они будут вовлечены в процесс максимально: сами рассказывают о том, что видят и чувствуют, отвечают на вопросы, какую картинку и куда нужно разместить. Развивайте ребят – это будущее!

Статьи по теме