Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению. Не заставить, а привить любовь к чтению

(4 голоса : 3,8 из 5 )

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги - это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы - это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать - это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать - это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

На самом деле, чтение - это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше. Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным. И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо - это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация. Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной. Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка. Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно -это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают. И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса - признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации. Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку». Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности. Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга - обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции - очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению. Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному. От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа - комиксы. С чем это может связано?

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет - это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально. Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками. А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

Дети 8-11 лет - совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

В комиксах ничего плохого нет. С одной стороны, это модно и принято среди сверстников, с другой, - это просто: крупный текст, красочные картинки, не нужно прилагать усилий.

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы.

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки - в слоги, слоги - в слова, слова - в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал. . Почему это так? Ответ должны найти родители. Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении - 100%. Чтение - это такой же процесс, что и речь, только более сложный. Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется. То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу - положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Бесполезно говорить: это пригодится, это полезно. Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации - способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде. От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться. Чтение - это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций.

Но категорически отметать все: компьютер, интернет, телевизор нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок». Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы. Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры.

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг - это факт.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием. Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка. Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать. Если вся семья посещает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению. Компьютер и телевизор должны вызывать тревогу родителей, когда они занимают все место и время в жизни ребенка, и приводят в целом к нежеланию развиваться в полноценным смысле этого слова.

Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту, потребностям, а главное интересу. Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.

Знакомые мне педагоги рассказывают, что когда родители задают им этот распространенный вопрос, у них спрашивают, читают ли они сами. Обычные ответы: «Да нет, мне некогда», «В школе начитались, хватит». Отсутствует простая причинно-следственная связь: дети подражают родителям. Чтение - это усваиваемый навык, и, как все важные человеческие навыки, закладывается еще в раннем детстве. Перекладывать эту работу на школу, куда ребенок приходит уже семилетним, неосмотрительно.

Если есть ребенок уже старшего возраста, не любящий читать, а вам кажется, что хорошо бы он читать полюбил, стоит предложить ему что-то, что ему понравится, в соответствии с его интересами. И «Гарри Поттер», и «Сумерки» привели к чтению не одного даже взрослого человека.

Школьное преподавание литературы будто нарочно выстроено так, чтобы литературу ребенок никогда не полюбил: начинать чтение нужно не с былин, не с описания сада Плюшкина и не с романа «Отцы и дети», а с чего-то, что связано с тем, что ребенка может волновать. А «Отцы и дети» зазвучат по-другому, если хороший учитель расскажет детям, кто такие нигилисты и существует ли сейчас что-то подобное, почему для Николая Петровича было так затруднительно жениться на Фенечке и почему вообще вопросы брака в дореволюционной России имели такое значение, и предложит придумать условную переписку героев тургеневского романа «Вконтакте» по поводу каких-нибудь текущих событий.

Простите, что поздно отвечаю. А что ребенок делает вместо чтения - смотрит мультфильмы? (В этом тоже нет ничего плохого.) Может быть, стоит с ним и книгой поиграть? Попробовать написать книгу вместе? Дочитать до интересного места и предложить угадать, что будет дальше? Попросить нарисовать иллюстрацию к сказке? Много есть вариантов

Ответить

Прокомментировать

Ответ на вопрос "как?" в подобных случаях практически всегда базируется на ответе на вопрос "зачем?". Прежде всего нужно понять, зачем, собственно, Вы хотите привить ребенку любовь к чтению. Мне представляется, что существует три основных цели навыка чтения:

1) Техническая. Собственно, уметь читать, причем не по складам, а быстро и при этом хорошо усваивая информацию. Этому обычно все-таки удается научить в школе, хотя некоторая помощь со стороны семьи будет не лишней. Если дело только в этом, то достаточно выросшему ребенку можно вполне рационально объяснить, какие сложности в жизни ему сулит неумение эффективно читать.

2) Информационная или "культурная". Человек - существо общественное и одной из важнейших основ социализации явлется умение считывать разнообразные культурные коды, включая сюда и связанные с художественной (да и не только художественной) литературой. Собственно, именно это является основной целью уроков литературы в школе. На мой взгляд, в современном мире сильно преувеличена ценность самого чтения художественных книг для решения этой задачи. Гораздо эффективнее задачу освоения культурных кодов решают всякие выжимки и статьи из энциклопедий, youtube-клипы, популярные лекции и т.п. Грубо говоря, нужно заинтересовать ребенка в том, чтобы быть информированным, а не в том, чтобы именно читать книжки. Какой способ получения информации он выберет не так уж важно, если этот способ эффективен. Для этого прежде всего нужно быть информированным самому и стараться показать ребенку, насколько это интересно и круто понимать проблемы разного сорта и иметь представления о разных сторонах жизни. Если удастся заинтересовать ребенка получением знаний (это, понятно, очень сложно, поэтому я и пишу так коротко, честно говоря, просто не знаю, как именно это сделать), то дальше само собой придет понимание того, что во многих случаях просто необходимо хотя бы минимальное представление о литературе.

3) Получение удовольствия. Здесь я готов согласиться с ответом г-на Оборина, что для этого нужно подавать пример заинтересованного чтения. Именно заинтересованого. Передать удовольствие от чтения практически невозможно, но можно передать идею, что такое удовольствие при желании достижимо. Лично меня в детстве лучше всего подстегивало полученное от взрослых "это отличная книга, но не для детей", "да ты не поймешь пока". Только спустя много лет я узнал, что на самом деле заметив такую мою реакцию родители потом уже иногда немного провоцировали меня. Конечно, это очень индивидуально, но я думаю, что к своему ребенку можно найти аналогичный подход, если с ним есть хоть какой-то личный контакт (ну, если нет, то всё плохо и уже не до развивания вкуса к чтению). Но все-таки я настаиваю на том, что в отличии от первых двух задач эта последняя не является жизненно важной. Если решены первые две и ребенок (уже, очевидно, не очень маленький) все равно испытывает отвращение к чтению, то по-моему нужно взять паузу и подумать - может быть ему это действительно не нужно.

Мне, как человеку прочитавшему большое количество разнообразной художественной и non-fiction литературы, было бы приятно считать, что человек много читающий более развит, культурен и интеллектуален по сравнению с человеком читающим мало, но, честно говоря, мне не удавалось проследить такой корреляции, увы.

Для этого процесс чтения нужно связать с чем-то приятным, семейным или просто интересным. Конечно, большую роль играет школа, где неумелый учитель может отбить не только желание читать, но и учиться. Но можно, например, устраивать вечерние чтения, где вся семья собирается не перед экраном телевизора, а вокруг книги: кто-нибудь читает вслух, а другие слушают, а потом обсуждают прочитанное. Главное создать живую атмосферу, чтобы ребёнку не просто хотелось слушать, а хотелось и самому почитать вслух.

Это только один из способов. В детстве нам закладывается эмоциональное отношений к вещам и занятиям, а родители на это влияют, передовая своё видение мира и культуры, всех граней жизни.

Централизованно и масштабно - никак.

Можно поручить ребенка очень талантливому учителю литературы, каких днем с огнем не сыщешь, но даже в этом случае результата не будет, если не читать при детях. Им невдомек, что это вообще можно делать просто так, потому что мамы и папы не занимаются этим, дети просто не видят людей с книгами. Не становясь таким человеком для своего ребенка можно захлебнуться слюной, объясняя, что читать важно и полезно, - не поверит.

Введите соревновательный элемент игры! Особенно круто он работает, когда в семье больше одного ребенка, потому что тогда битва начинается серьезная.

«Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели»
Самуил Маршак

Дорогие читатели Книжного Шкапа! Вы часто спрашиваете, как привить ребенку любовь к чтению? Недавно в журнале "Малышок" вышла очередная моя статья на эту тему. Давайте делиться секретами того, как вырастить настоящего читателя.


Многие современные педагоги-пренатологи советуют читать малышу еще до его рождения. Начиная с рождения, читать, по книге или на память, можно всегда и везде: на прогулке, во время пеленания, одевания, массажа, купания и укладывания спать. Пусть кроха пока не понимает произносимых вами слов, но он чувствует вашу интонацию, видит жесты и ощущает мамины прикосновения, сопровождаемые чтением и улыбкой. Все это вызывает у него массу положительных эмоций. В первые месяцы жизни чтение книг отлично тренирует слух новорожденного, учит его узнавать ваш голос, знакомит с мелодикой родной речи и интонациями языка.
Дети от рождения до трех лет лучше воспринимают рифмованные произведения. Поэтому самым маленьким подойдут потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни и сказки в стихах. Недаром они носят название материнской поэзии. Короткие игровые стихи «Ладушки», «Идет коза рогатая» и «Сорока-ворона» помогают овладеть простыми движениями и навыками в игровой форме, создают настроение и ритм.
С момента, когда малыш научится держать головку и фокусировать взгляд, можно знакомить его с первыми книжными иллюстрациями. С 5-6 месяцев ребенок начинает познавать мир через прикосновение: любит трогать различные предметы и пробовать их «на зуб». Поэтому можно познакомить малыша с , помогающими развивать тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

ЧИТАЕМ ПРАВИЛЬНО
Отношение к книгам формируется у ребенка постепенно, но есть некоторые секреты, которые помогут вам воспитать интерес к книгам и чтению:
Домашняя библиотека. Чтобы дети читали книги, они должны расти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома, за которыми еще недавно записывались в очередь. Между тем, в доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, несомненно, вырастет читающий ребенок. Согласно исследованиям ученых, наличие хорошей домашней библиотеки влияет на будущий уровень образования ребенка даже больше, чем образованность родителей.
Личный пример. Ребенка воспитывают не слова, а поступки. Читайте сами, цитируйте, делитесь прочитанным и обсуждайте книги, ходите вместе в книжные магазины и библиотеки, составляйте домашнюю библиотеку. Ребенок, который видит вас с книгой в руках, воспринимает это, как норму повседневной жизни. Сначала он станет подражать, а после и сам увлечется чтением.
Время. Начинайте читать детям с рождения или даже раньше. Выбирайте правильное время для чтения. Не читайте насильно, если ребенок хочет поиграть и побегать. Читайте ребенку, когда он не устал и у него хорошее настроение. Чтение новых книг отложите на время, когда малыш активен и бодр.
Место. Выделите специальное место для чтения, уютный и укромный уголок. Оно должно быть тихим, удобным, с хорошим освещением. Часто дети читают лежа на ковре, и это не вредно, если малыш лежит на животе, света достаточно, а расстояние до книги около 30 см. А вот чтение на спине и на боку вредно для глаз. Во время чтения не отвлекайтесь сами и постарайтесь убрать предметы, которые отвлекают ребенка - яркие новые игрушки и т.д.
Техника чтения. Чтение ребенку вслух - задача не из легких. Читайте медленно и выразительно, хорошо проговаривая все звуки, варьируйте текст (например, вставляйте имя ребенка в стихи о детях), меняйте интонацию и голос в зависимости от того, какой персонаж говорит, звукоподражайте, читайте стишки нараспев. Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам, этим вы определяете для него зону ближайшего развития: то, что он еще не в состоянии сегодня прочитать сам, но воспринимает в вашем прочтении, и через некоторое время вернется к книге самостоятельно.
Хранение. Пусть все, что связано с чтением, будет привлекательным для малыша. Выделите отдельную полку для хранения детских книг и красиво оформите ее, не забыв спросить совета у вашего главного читателя. Убедитесь в том, что полка удобная и легко доступна малышу.
Обсуждайте и сочиненяйте. Говорите о героях прочитанных книг и их поступках, высказывайте свое отношение. Учите ребенка сочинять истории, фантазируйте, пересказывайте старые сказки на новый лад, приписывайте героям невероятные поступки, придумывайте их дальнейшую судьбу и свои варианты развития сюжета. Внесите что-то новое в знакомые истории, пусть малыш придумывает персонажей и имена для них, определяет финалы историй и т.д. Этим вы сформируете у ребенка творческое воображение. Сочиняйте вместе сказки, рисуйте иллюстрации и дарите самодельные книги друзьям, бабушкам и дедушкам. Героем книги может быть и сам ребенок, собственная сказка может помочь ему решить проблему, преодолеть страх или научить чему-то новому.
Интерактивность . Оживите книгу, читайте по ролям, разыгрывайте сценки в лицах, ставьте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Пусть ребенок исполняет одну из ролей и будет внутри книги. Такая театрализация позволяет ненавязчиво донести и закрепить мысли, которые иначе усваиваются с трудом. Есть множество вариантов домашнего театра: костюмированный, пальчиковый, магнитный, театр теней, бумажный, марионеточный и пр. Устраивайте дома настоящие представления по прочитанным книгам, расклеивайте афиши и выдавайте билеты. После двух лет можно сводить малыша в кукольный театр и посмотреть постановку любимой сказки. Рисуйте героев книг, лепите их из пластилина и природных материалов, и разыгрывайте истории. Можно создать собственный мультфильм-комикс. Пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и схематично нарисует основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует озвучить «мультфильм». Пишите письма полюбившимся героям (тут, возможно, придется присылать от них ответы). Покажите малышу диафильмы по прочитанным сказкам. Они воспринимаются легче, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, к тому же, диафильмы лишь помогают понимать текст книги, а не заменяют его действием.
Ритуал. Регулярное чтение в одно и то же время является ритуалом, который действует на ребенка успокаивающе, являясь признаком стабильности и опоры в жизни. Можно читать за завтраком или даже когда малыш сидит на горшке. Но лучше всего сделать успокаивающее чтение традиционным перед сном. Это не только отложиться в подсознании ребенка, но и даст дополнительную близость и теплоту общения с малышом, создаст особую доверительную атмосферу между вами и ребенком. Выбирайте для чтения на ночь проверенные временем, уже знакомые ребенку истории, это поможет ему расслабиться перед сном.
Традиция. Выделите особенный день и время для семейного чтения по кругу, хотя это и не просто при сегодняшнем ритме жизни. Такое чтение может не только развлечь, но и утешить и поддержать ребенка, дать ему новые знания и вдохновить. Эмоциональное «чтение-общение», период «пристального внимания», очень важно для детей, ведь это время, когда мама и папа откладывают все свои дела, сажают его на колени, обнимают за плечи и начинают читать.
Повторение. Читайте одну и ту же книжку столько раз, сколько ребенок просит. Повторение важно для малышей, потому что они хотят учиться. Вскоре вы заметите, что он уже помнит наизусть любимые отрывки и старается употреблять ключевые фразы в своей речи. К тому же перечитывание любимой книги в энный раз создает для ребенка ситуацию комфортности, он заранее знает все повороты сюжета, поэтому обращает внимание на отдельные слова и фразы, замечает новые смысловые нюансы.
Мера. Остановитесь до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше читать меньше, но регулярно.
Соответствие возрасту. Выбирайте книги по возрасту, достаточно сложные, чтобы они могли завладеть вниманием ребенка, и в то же время достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий. Не страшно, если что-то в прочитанном окажется неясным, опережающее чтение тоже полезно, но сюжет в таких книгах должен быть доступен на разных уровнях. Если дома несколько детей дошкольного возраста, не делайте разграничения в чтении младшим и старшим, старшие обычно активно обсуждают и проговаривают произведения для малышей, что полезно всем.
Актуальность. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает именно ваш ребенок. Ранимые и впечатлительные дети боятся авантюрных историй, в отличии от искателей приключений. Предлагайте актуальные книги, сообразно интересам и увлечениям ребенка на данный момент. В идеале читайте ребенку те книги, которые интересны вам обоим. Постарайтесь заранее прочесть то, с чем собираетесь познакомить ребенка. Помните о тематическом разнообразии произведений и о сезонном принципе в подборе литературы.
Иллюстрации. Побуждайте интерес ребенка к картинкам. Со временем он начнет не только листать страницы, но и слушать. Учите малыша обращать внимание на детали иллюстраций, на цветовое решение, на то, как художник передает настроение героев. Пересказывая по картинке фрагмент произведения, малыш развивает свою речь и учится воссоздавать словесный образ на основе зрительного.
Вопросы. Отвечайте на вопросы, которые малыш задает по ходу чтения, объясняйте непонятные слова и предложения по его просьбе. Задавайте вопросы сами, не переходите на длинные монологи, просите ребенка пересказать небольшие отрывки, обсуждайте прочитанное вместе. Вместе ищите в книгах ответы на вопросы ребенка. Наряду с художественными книгами для детей раннего возраста есть и обучающая литература для ознакомления с окружающим миром, расширения кругозора, развития внимания и памяти. Особое место занимает чтение словарей, энциклопедий и научно- популярной литературы.
Совместный поход. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин и библиотеку, и дайте ребенку возможность выбирать самому.
Ценность. Воспитывайте отношение к книге, как к чему-то ценному. Дарите книги малышу на каждый праздник вместе с другими подарками. Когда ребенок идет к кому-то в гости, включайте книгу в детский подарок, как нечто особенное. Воспитывайте бережное отношение к книгам, объясняйте, что их нельзя кидать на пол, рисовать в них, мять или рвать страницы. После прочтения их надо обязательно класть на место. При сознательных попытках испортить книгу, уберите ее в шкаф, и объясните, почему вы так поступили.

ИНТЕРЕСНЫЕ УЛОВКИ
Существуют еще и маленькие хитрости, которые помогут заинтересовать чтением даже самого непоседливого и активного малыша.
Искушение. Выберите книгу, которая может заинтересовать малыша, сядьте поодаль и начните громко выразительно читать ее сами себе. Если ребенок не присоединяется, прикройте страницу рукой, как-будто читаете что-то сверхсекретное.
Аудиозапись. Купите книгу с CD-диском. Научите ребенка пользоваться проигрывателем, чтобы он мог сам включать запись, слушать ее и одновременно листать иллюстрации. Пойдите еще дальше и попробуйте метод записи на магнитофонную пленку. Запишите несколько книжек сами, а потом попросите ребенка записать сказку для друга или родственника, с художественным чтением - собачьим лаем, скрипом дверей и прочими атрибутами. Но не увлекайтесь, прослушивание дисков не заменит живой мамин голос и обсуждение прочитанного.
Подписка. Подпишитесь на интересные для ребенка журналы на его имя, для этого сходите вместе на почту.
Волшебное появление. Обыграйте появление в доме новой книги. «Почта» может придти по почте, «Остров сокровищ» можно вместе отыскивать по маршруту на пиратской карте и т.д. Войдя в дом с «Энциклопедией гномов» скажите, что только что получили эту книгу от гномов, и они просили прочесть ее малышу. Заведите «волшебный сундук», в котором иногда будут появляться книги на самые актуальные для ребенка темы.
Интрига. Во время чтения с малышами, делайте небольшие паузы на самых интересных местах. С детьми постарше, читая одну и ту же книгу несколько дней, прерывайтесь в интригующих моментах глав. Такое чтение с продолжением не только поддерживает интерес, но и способствует развитию памяти и внимательности.
Старые книги. Почитайте с ребенком свои старые детские книжки, расскажите, как вам читали их бабушки и дедушки.
Собственные книги. Сделайте собственные книги. Придумайте истории про самого малыша и нарисуйте иллюстрации, или сделайте книгу из фотографий ребенка с подписями.
Рисование. Если ребенку сложно сконцентрироваться на сюжете книги, предложите ему рисовать в то время, как вы читаете. Во время чтения дети обычно рисуют и закрашивают простые фигуры, выполняя механическую работу, не требующую сосредоточения и вдохновения. Беспокойные руки заняты и не мешают уму воспринимать услышанное. Если трудности остались, пробуйте фоновое чтение.

Чтение - это не только приятное времяпровождение, но еще и весомый шаг к развитию образного мышления и интеллекта вашего малыша, формированию грамотной речи и письма, облегчению процесса обучения и получению новых впечатлений. Ведь с каждой прочитанной книгой ваш маленький человек становится богаче на целый мир другого человека.

Чтение является прекрасным времяпрепровождением, отправляющее детей в отдаленные романтические путешествия. Благодаря чтению дети могут приобретать себе новых друзей, увеличить словарный запас, а также грамматические навыки. Но, как привить ребенку любовь к чтению? Как его заинтересовать чтением и помочь ему полюбить сами книги?

Ведь если дитя любит читать, у него больше шансов на успех во всех сферах жизни. По данным психологических исследований, начитанные дети, как правило, лучше учатся, имеют больше шансов . Также среди них более низкий уровень безработицы, чем среди тех, кто не любит чтение.

Когда чадо становится школьником, родители начинают говорить ему: «Читай больше – будешь грамотным». Но не все дети тут же бросаются к книжным полкам. Иногда мамам и папам приходится прилагать определенные усилия, чтобы их ребенок полюбил читать. Почему?

Детки с удовольствием воспринимают информацию, воспроизводимую различными гаджетами: смартфонами, планшетами. А при чтении книг им нужно визуализировать, понимать, быть внимательными, то есть проявлять какие-то усилия. Делать это у многих детей нет желания.

  1. Заставляют ребенка читать. Через силу, угрозы, скандалы очень трудно добиться позитивного результата. Чем чаще дитя заставляют читать, тем больше он этому сопротивляется.
  2. Воздержитесь сравнивать свое чадо с успехами других детей. К примеру, Саша, Наташа прочитали уже по 5 книг, а ты не можешь прочитать даже одну. Подобное сравнение может привести к разочарованию, озлоблению. Вместо мыслей о чтении, он будет поглощен какими-то внутренними переживаниями.
  3. Избегайте ставить перед вашим чадом нереальные задачи. Например, когда дитя еще плохо читает, требуете прочитать целую книжку. Естественно деточка вряд ли сможет это сделать.

Как заинтересовать ребенка чтением

Данные советы применимы к малышам.

Читайте с рождения вслух. Это не связано с новомодными обучающими программами «с пеленок». Просто до сих пор нет наиболее эффективного способа поощрять своих детей любить книги и чтение. Чем раньше вы начнете почитывать своему малышу, тем лучше. Дети очень внимательно прислушиваются к родному голосу, их может успокоить ритм чтения. Так они учатся слушать.

Если нет времени сделать это днем, выработайте привычку читать малышу перед сном (у нас была семейная традиция: муж каждый вечер перед сном прочитывал дочери 1-2 сказки либо детские рассказики). Подобное чтение не только сближает с детьми, но также стимулирует любовь книгам.

Совет: продолжайте почитывать вашему чаду, даже если тот умеет сам читать. Просто измените тактику, читайте по ролям, вовлекая дитя в мир книжных историй.

Когда малышу исполняется несколько месяцев, уже можно рассматривать книги, одновременно рассказывая истории по иллюстрациям. Так у крохи развивается воображение, он запоминает слова, . Малыши любят рассматривать картинки, слушать ваш голос, а также переворачивать страницы.

Когда мама со своей малюткой, устраивается в уютном кресле и начинает читать интересную сказку, у него это вызывает только положительные эмоции. Тут важны не только сюжет или красивые картинки, а то, что у малыша возникает тесная ассоциация: чтение - это спокойно и хорошо.

6 Советов, как родителям привить ребенку любовь к чтению

Данные советы подходят дошколятам либо школьникам младших классов умеющих немного читать. (О том, , прочитайте статью).

Создайте собственную библиотеку.
Книги, журналы, газеты в доме помогут детям рассматривать их как часть повседневной жизни. А ваш личный пример любви к чтению только укрепит эту точку зрения.

Хорошая идея - начать собирать детскую, домашнюю библиотеку, даже если это всего одна полка, а дети еще малы. Когда предлагаете малышу почитать, всегда спрашивайте, где находятся его любимые книжки, а лучше сказочные герои. Например, «на какой полке у нас отдыхает зайчик, волк? Давай его разбудим, чтобы он нам рассказал сказку».

Запрещайте деточке читать.
Приобретя красивую детскую книгу с привлекательными, яркими иллюстрациями часто рассматривайте ее сами, улыбайтесь, чтобы ребеночек отметил для себя новинку в доме. Затем прячьте книгу на видное место, говоря, чтобы тот ее не читал. Говорите, мол, эта сказка, рассказ вряд ли будет интересна тем, кто не любит читать. Как известно «запретный плод сладок», поэтому данный совет работает очень эффективно, помогая полюбить читать книги.

Обрывайте финал.
Читая малышу книгу, останавливайтесь на самом интересном месте. При этом скажите, что он может самостоятельно дочитать, если захочет, а сами займитесь своими делами. Будьте уверены детское любопытство победит. Дитя дочитает, желая узнать, чем все закончилось.

Оживляйте героев книги.
Например, совместно рисуйте картинки прочитанного. Можно допридумывать продолжение сказок или другой финал историй. Постарайтесь к придуманному рассказу нарисовать рисунки с некоторыми диалогами героев, как в книжке. Подобный творческий подход помогает деточке понять: чтение - это интересное приключение. К тому же он может постоянно перечитывать свои «комиксы».

Также разыгрывайте сценки из прочитанного в книге. Но для этого каждому самому нужно прочитать свои роли. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и привить любовь к чтению. Ему захочется читать новые рассказы, сказки, чтобы разыгрывать новые сценки.

Смотрите вместе фильмы.
Хотя подобный совет может показаться контрпродуктивным, попытайтесь смотреть фильмы, основанные на детских книгах. При этом восторженно рассказывайте эпизоды, упущенные фильмом. Если деточке эта история интересна, он обязательно захочет прочитать книжку. Также всегда поощряйте прочитать книгу, так как она содержит больше интересных моментов, историй, чем кино.

Устраивайте викторину с призами.
Придумайте , ответы на которые можно найти, прочитав книгу. За правильный ответ поощряйте какими-то вкусняшками. Малышу придется внимательно прочитывать книгу и запоминать мысли, чтобы ответить на вопросы, которые можно заранее озвучить. Данный совет помогает детям научиться осознавать прочитанное.

Как правильно читать с ребенком

  • Даже если малыш совсем кроха, читать надо интересно, с большим чувством. Независимо, какой раз читаете сказку, звучать она должна, как впервые.
  • При чтении можно делать паузы, чтобы ребеночек успевал рассмотреть картинки. Но не стоит долго объяснять, что на них изображено – так малыш может отвлечься от сюжета, и не захочет продолжать чтение.
  • Лучше опытным путем выяснить, книжечки с каким сюжетом больше нравятся крохе, остановив свой выбор пока на них.
  • Маленькие дети любят повторение, поэтому этим нужно пользоваться. Дойдя до определенного места, можно позволить деточке закончить фразу.
  • Восторг карапуза может вызвать также «ошибка» мамы. Малыш с удовольствием поправит, если что-то сказано не так или пропущено вовсе.
  • Можно попросить кроху переворачивать страницы, это поможет ему почувствовать себя «помощником».

Какой должна быть книжка для ребенка

Если малышу меньше двух лет, то определенные правила выбора есть:

  • Не стоит покупать дорогие книги. Даже если они хорошо иллюстрированы и в твердой обложке. Вашему карапузу они могут быть неинтересны.
  • Маленькие книжки из плотного картона – хороший вариант. Некоторые из них бывают с различными окошками, в которые можно смотреть, или с двигающимися картинками - все это очень привлекательно для детей.
  • Книги из ткани. Могут состоять из различных видов ткани при том разные на ощупь (шершавые, гладкие, шуршащие). Деточка не только с удовольствием рассматривает такую книжку, но также узнает новые тактильные ощущения.
  • Сказки и рассказы в книжках для самых маленьких должны быть простыми, с понятными словами.
  • Картинки в книгах должны быть четкими, яркими, с небольшим количеством деталей. Сложные иллюстрации могут утомить малыша.


Когда дитя становится постарше, ему нужны другие книги:

  • Сказки могут быть длинными и ребенок готов слушать новые истории.
  • Можно предлагать не только сказки, но и рассказы о природе, людях.
  • Обязательно нужна книжка с детскими стихами. Заучивание стихов хорошо развивает память. Что пригодится малышу в школе.
  • Из развивающих изданий можно выбрать те, которые доступно для детского восприятия рассказывают об окружающем мире, открытиях, интересных фактах.

Несмотря на обилие печатных изданий, цены на некоторые из них достаточно велики. Для того чтобы не приобрести книгу, которая, возможно, окажется неинтересной, можно выяснить предпочтения малыша, не покупая ее сразу. В этом поможет обычная библиотека. Так можно определить интерес крохи, понять, о чем ему нравится читать больше всего.

Заключение

Иногда родители с отчаянием спрашивают, как привить ребенку любовь к чтению, если у того, нет никакого интереса к этому? Кажется, лучше отказаться от таких попыток, чтобы перестать мучить себя и дитя. Но поверьте, польза от чтения значительно превышает любую борьбу, ведущуюся вами. Любящие читать дети, как правило, более успешны в школе и во взрослой жизни. Подумайте, почему бы не дать детям все шансы быть успешными?

Также стоит помнить, что рассмотренные советы, будут работать, только если дети будут видеть пример родителей. Значит, родители должны принимать непосредственное участие в привитии малышу любви к чтению. Пусть дома будет много книг. Ходите с детьми по книжным магазинам, ярмаркам, библиотекам. Тогда они будут видеть, что вы сами любите читать. Это будет стимулировать интерес ребенка к чтению.

С уважением, Андроник Анна/Елена.

Посмотрите 5 минутное видео , как можно привить ребенку любовь к чтению книжек?

Часто родители задаются вопросом «Почему мой ребёнок не хочет читать?» . И ищут всевозможные способы заставить своё чадо прочесть хотя бы что-то. А ведь это – самая большая ошибка .

Потому что невозможно искренне полюбить то, что заставляют делать насильно. Почему ваш ребёнок не читает и что же с этим делать – найдём ответ вместе с журналом «Королевнам.ру».

Для начала вопрос – для чего нужно приучать ребенка читать?

Думаю, не надо объяснять, что уметь и любить читать надо не только для «бытовых» целей. Чтение само по себе – отличное хобби.

С помощью чтения человек развивает фантазию, пополняет свой словарный запас, автоматически запоминает правильное написание слов. То есть, повышает уровень своей грамотности. Уже не говоря о том, что читающий человек – думающий человек.

Теория:

Ребёнок берёт пример с родителей – старо как мир. Вспомните, что вы сами делаете дома? Приходите домой, и утыкаетесь в монитор компьютера или в телевизор? Или общаетесь с семьёй, разговариваете с ними, занимаетесь общим хобби?

Дети повторяют за своими родителями. Если вы сами ведёте жизнь в интернете, и ребёнок никогда в жизни не видел вас с книгой – не стоит ждать, что он будет с удовольствием читать.

Практика:

Дом нашей семьи друзья называют «Изба-читальня». У нас вся семья читает. Часто. Много. Иногда сидя вместе в гостиной, иногда по своим комнатам или на кухне и бывает даже в ванной комнате. Почему? Моя мама любит читать. Мой папа любит читать. Глядя на них, мы с сестрой тоже приучились к чтению.

У нас своя домашняя библиотека, нам дарят книги, нам одалживают их, мы сами покупаем понравившиеся книги. Я не могу перечислить всего, что мы прочитали, даже относительно кого-то одного, не говоря уж обо всех вместе взятых.

Классика, фэнтези, энциклопедии, узкоспециализированная литература и многое другое… У всех разные предпочтения, но все мы читаем.

Это всё благодаря тому, что изначально книга была не наказанием, а скорее приключением. Пока я была совсем маленькой, книги читали вслух, показывали картинки. Когда научилась сидеть мне в руки самой дали книгу – я переворачивала страницы и «читала», повторяя за родителями.

Книги были написаны и нашими современниками, и давно ушедшими из жизни писателями. Отечественные и зарубежные. Любая книга вызывала бурю эмоций, в голове представлялись всё новые и новые картины, персонажи становились друзьями.

Я с большим удовольствием и много читала. Мне не было проблемой прочитать и заданное в школе произведение. И, тем не менее, несмотря на то, что я с огромной радостью читала, я была очень подвижным и жизнерадостным ребёнком – общалась, гуляла, каталась на велосипеде.

То есть, не замыкалась в себе и находила чем заняться помимо чтения. Прошло много лет, я вышла замуж, но любовь к чтению не испарилась, теперь мы читаем все вместе.

Как привить ребенку любовь к чтению?

Прививая любовь к чтению с малолетства, вы поможете ребёнку быстрее освоить речь, развить память и существенно облегчите его школьные годы. Как приучить читать? Читайте сами. Свои книги для себя, детские – вслух для ребёнка.


Ребёнок должен видеть, что времяпрепровождение с книгой – это естественно, интересно и увлекательно. Если ваш малыш совсем еще кроха – это не значит, что он не видит ваших действий и не запоминает их. Берите ребёнка на руки, открывайте яркую красочную книгу, которая ему по возрасту (например, стихи, потешки, небольшие сказки), и вместе читайте.

Не беда, если вы пока не в состоянии осиливать что-то большее по объёму – значит ещё не время. Главное – заниматься с ребёнком, читать, рассматривать картинки, играть (подробнее о развивающих книгах-игрушках можно прочитать в предыдущей статье: ).

Думайте в первую очередь о ребенке!

Понятное дело, что удобнее и легче посадить малыша перед телевизором или дать планшет. Но для развития ребёнка это губительно. Дети, которые занимаются с книгами (слушают, учат буквы или играют) быстрее учатся говорить, они более изобретательны и активны, они легче запоминают новую информацию и запросто находят себе занятие.

По сравнению с теми детьми, которые безостановочно смотрят телевизор и копошатся в гаджетах. Малыши, которые не имеют больше никаких интересов кроме игр на планшете и просмотра мультфильмов, не виноваты.

Всему виной родительская лень. Хочется отдохнуть, посмотреть очередной сериал, поболтать по телефону, зависнуть без дела в соцсетях – держи ребёнок навороченную технику, играй, не мешай маме.

Вы же понимаете, что таким образом вы лишаете ребёнка нормального общения с родителями, тормозите его развитие и в целом эгоистично относитесь к нему. Не спорю, что ребёнку стоит научиться пользоваться мобильным и компьютером, но не замещать же ими всё время малыша.

Наблюдала картину на детской площадке (та, что летом после школы) – дети 1-2 класс не могут провести и секунды без телефона. Они не знают, чем им заняться, их невозможно заинтересовать никакой подвижной игрой, они не хотят рисовать, лепить, играть в настольные игры.

Им нужен только телефон. Неважно – в помещении или на улице, дети ходят как заторможенные и таращатся в телефоны и планшеты. Между собой их общение только о новых приложениях и играх. Не знаю, кого как, но меня эта картина пугает.

Если ваш ребёнок уже учится в школе, он подвержен влиянию одноклассников, и даже если он не настолько привязан к телефону, он попытается соответствовать остальным в классе.

Вам важно заинтересовать ребёнка книгами. Опять-таки, начините с себя – читайте сами, ребёнок это видит, а вы для него – образец для подражания. Кроме того, одна из главных задач – укрепить уверенность в себе.

Если ребёнок уверен в своих силах, и в том, что он любим, что поступает правильно, он будет читать, несмотря на то, что другие его одноклассники будут торчать в компьютерах.

Что делать, если ребёнок очень уж не любит читать, и даже ваш пример не помогает?

В большинстве случаев хватает примера родителей и братьев-сестёр, но если всё настолько грустно, вам нужно заинтересовать своего ребёнка. Как? Узнайте, что ему нравится, чем он чаще всего занимается в своём компьютере и телефоне, в какие игры играет.


Из этого всего можно найти темы, которые его интересуют, и предложить ему книги на эти темы. Конечно, даже если темы серьёзные, стоит ли напоминать, что книги должны соответствовать возрасту ребёнка.

Кроме того, дети заинтересуются чтением быстрее, если всё их приучение к книгам будет проходить не в форме обязательства или обучения, а незаметно – как игра или помощь родителям.

Ребёнка с определённым интересом легче приучить к чтению, опираясь на этот самый интерес. Например, сын интересуется футболом (виртуальным или реальным – не важно), что поможет ему приучиться к книгам:

  • географическая карта (отмечать, где играют его любимые команды – читать названия стран, городов и др.);
  • подписка на футбольные журналы/обзоры и прочую периодику по футбольной теме;
  • подбор литературы по истории игры, о знаменитых футболистах и др.

Чтение в помощь родителям преследует сразу 2 цели – приучение к чтению и работа над дикцией. Попросите ребёнка помочь вам – вслух прочитать рецепт, помогая маме на кухне, инструкцию от инструмента или техники для папы в мастерской. Ещё вариант – попросить почитать газету или книгу бабушке с дедушкой, ведь они плохо видят или может устали.

Чтение надписей – тоже отправная точка для развития интереса к книгам. Во время прогулки или поездки вы можете попросить ребёнка читать названия улиц, магазинов и вывесок – объясняя свою просьбу тем, что он выступает в роли штурмана. Так, кроме всего прочего, ребёнок научится ассоциировать названия и конкретные места.

Пишите письма и читайте их. Попросите близких и друзей писать бумажные письма. Вспомните, какие ощущения вызывает конверт с вашим именем на нём. Ребёнку будет интересно читать послания от друзей и отвечать им.

Понятно, что приучить ребёнка к чтению невозможно за несколько дней. Это достаточно долгий и трудоёмкий процесс. Всё зависит от вас, вашего терпения и внимательности.

В далёком 1964 году, когда ещё не было наших «любимых» телефонов и компьютеров, Роальд Даль написал книгу «Чарли и шоколадная фабрика». В ней было это стихотворение, которое сейчас можно отнести не только к телевизорам, но и к телефонам, планшетам, ноутбукам и прочему. Оно очень мотивирует, не так ли?

Ведь это кощунство, ведь это обман,

Когда вместо книги – телеэкран!

И утро, и вечер, недели подряд

Сидят ваши дети и в ящик глядят.

Жуют, в телевизор засунувши нос,

И их усыпляет телегипноз.

Они не играют, они не шалят,

Они не похожи на прежних ребят.

Послушайте, папы, послушайте, мамы,

Доверьтесь совету, не будьте упрямы!

Выбросьте телек, нету в нем толку,

Повесьте на стенку книжную полку,

И по прошествии нескольких дней

Вы не узнаете ваших детей –

Радостный взгляд и смеющийся рот,

Их за собой позовет Вальтер Скотт.

Задумчивый Диккенс, веселый Родари,

Мудрый Сервантес им счастье подарит.

Бэмби проводит в сказочный лес,

Алиса поведает массу чудес,

И обязательно ночью приснится

Неуловимая Синяя Птица.

Они захотят бороздить океаны,

Летать на Луну и в далекие страны,

Спасать от врагов угнетенный народ,

Быть благородными, как Дон Кихот.

Послушайте, папы, послушайте, мамы,

Доверьтесь совету, не будьте упрямы!

Выбросьте телек, какой бы он ни был!

За это вам дети скажут спасибо!

(перевод с английского)

Статьи по теме