Всё течет, всё меняется. Все течет, все изменяется, - кто сказал эту фразу? Высказывание все течет

Всё, что мы воспринимаем и что называем составляющими частями, компонентами и элементами окружающего нас мира, подвержено изменению. Мы наблюдаем изменчивость всего, что дано нам в виде ощущений и что доступно нашему научному осознанию и познанию. Это эмпирическая, фактическая, абсолютная истина.
Были в истории человечества времена, когда что-то признавалось неизменным и постоянным. Это, также, виделось людям как абсолютная истина и очевидность. Например, горы, реки, моря, звёзды на небе - они же неизменны и стабильны в своём существовании. Но, в последствии, оказывалось, что любое постоянство чего бы то ни было относительно - просто изменения происходили весьма медленно и заметь это было довольно трудно.
Сейчас все достаточно образованные, здраво мыслящие, думающие и размышляющие люди признают, что всё в этом мире, что мы воспринимаем как объективно существующее, обязательно изменяется с той или иной скоростью. Всё перестаёт быть тождественным самому себе. В природе нет ничего, что когда-то возникнув, не стало бы изменяться. Многим стал понятен принцип, идея, что всё, что имеет начало, обязательно имеет и конец, в смысле завершения существования в том виде, в каком "оно" обнаружилось или появилось для нас. Это наблюдение легло в основу представления о "времени". "Временем" стали называть сам процесс изменчивости вещей. "Время - это способ констатации изменчивости".
Остаётся открытым вопрос почему, зачем, от чего в мире происходят изменения и куда они направлены? Откуда возникла программа изменения всего? Почему мир изменяется? В своё время было даже предложено разделение мира на два вида: мир "подлунный" - изменчивый, и мир "надлунный" - постоянный.
Изменение, развитие, эволюция всего, что возникает - это нечто предопределённое и обязательное или случайное и конкретное? Может само изменение и есть "постоянность" и "неизменность"? А может и само изменение изменчиво? И по каким "правилам"? И уровням организации? Ответив на эти вопросы, мы приблизимся к пониманию того зачем мы здесь и куда идём!
Отдельные представители человечества давным давно - тысячи лет тому назад - задумывались об этом, осознавали наблюдаемую изменчивость всего и были уверены, что это основной, естественный, главный Закон существования мира. Например, текущая вода или огонь наглядно изменчивы и вполне могут быть аналогами для описания и объяснения всего мира. И они, в то же время, вполне себе устойчивые как сущности, и могут рассматриваться как Нечто стабильное и существующее. Так возникло диалектическое понимание устройства мира, основанное на признании единства постоянства и изменчивости всего сущего в любом феномене.
Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н. э.) писал: "В одну и ту же реку дважды входим и не входим, существуем и не существуем". Потом, тезис - "все течет, все меняется" - для более понятного отражения идеи изменчивости всего, был предложен Платоном.
Гераклит полагал, что непрерывное изменение всего - есть неизменный Закон. И носителем этого закона является что-то под названием Логос. Вот Логос неизменен. Представление о всеобщей изменчивости всего, что не есть Логос, обосновывалось Гераклитом предположением о внутренней раздвоенности на противоположности всех вещей и процессов и их непрестанном взаимодействии и борьбе. Хотя, судя по дошедшим до нас работам Гераклита, он никогда не стремился и не пытался "объяснять" свои идеи и представления кому-то. Исторически, только с Парменида предпринимаются попытки доказывать философские тезисы. Гераклит и другие мудрецы главным образом лишь вещали "истину", используя основной, на то время, метод познания - аналогию и метафоры. Он говорит о себе как о человеке, который имеет доступ к важнейшей истине об устройстве мира, частью которого является человек, он, мол, знает, как эту истину установить. Гераклит искренне убеждён, что у человека есть способность распознавать истину посредством своего мышления, которое есть атрибут Логоса, наличествующего у человека изначально. Логос для человека это и средство и критерий истины, и метода упорядочения наблюдаемых вещей и феноменов. Любой объект мира отражается и существует в нашем восприятии как нечто Сущее и, в то же время, как перманентно изменяющееся Нечто в результате противоборства образующих его противоположных компонентов, элементов как внутри мыслящего субъекта, так и вне его в объективной реальности.
Согласно Гераклиту всё в природе возникает из борьбы противоположностей и может быть объяснено человеком только через них: "Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод - сытость, усталость - отдых". Постоянен только сам закон изменения. Образ огня использован Гераклитом для более наглядного понимание его идеи. Изменение происходит согласно неизменному закону изменчивости Логосу - Он и определяет сам процесс изменения в результате взаимодействия противоположно направленных тенденций (свойств, качеств, стремлений, желаний), находящихся внутри объекта или процесса.
В результате взаимодействий имеющихся в предмете противоположностей из него возникает нечто отличное от него исходного, нечто новое, представляющее собой продукт борьбы и единения, в определённом смысле "взаимоуничтожения" или подавления и одновременного соединения, имеющихся в предмете противоположностей. Этот процесс Гегель, на мой взгляд, довольно неудачно,- потому что неадекватно, - назвал "отрицанием". Это скорее "модернизация" или "эволюция"...
Возникающее "новое", для своего дальнейшего относительно устойчивого существования, обязательно должно находиться в состоянии определённого преимущества со всем, что было здесь и сейчас до него. В противном случае оно будет уничтожено как ошибка природы. Зачем Природе что-то "худшее", чем было? Это и есть суть "эволюции" - возникновение нового более соответствующего по тем или иным параметрам возникающим изменениям окружающей среды. Река течёт и изменяется и входить в неё сможет более подготовленный к этим изменениям объект. Остальные погибнут. Естественный отбор...
Эта идея была обозначена утверждением Платона и Аристотеля, что "в одну и ту же реку нельзя войти дважды". В философской литературе имеются обсуждения, что и один раз в одну и ту же реку нельзя войти. Речь идёт о том, что пока мы движемся в направлении состояния "войти в реку", река меняется из-за непрерывного движения воды в ней и изменения её качеств. И пока ты входишь в эту реку, ты сам меняешься...
Признание того, что все течет и меняется выявляет очень важную мировоззренческую проблему любого движения и состояния реального мира и его восприятия человеком. Эту проблематику наглядно и ярко отобразил Зенон Элейский ещё в 5 веке до нашей эры в своих знаменитых апориях.
Бертран Рассел адекватно для своего времени констатировал: "доктрина вечного потока, которую проповедовал Гераклит, мучительна, но наука, как мы видели, не может ее опровергнуть. Одной из главных целей философов было оживить надежды, которые наука, по-видимому, убила. Соответственно этому с большим упорством философы искали что-либо не подчиняющееся империи Времени" (История западной философии. В 3 кн.: 3 изд., испр. / Подг. текста В.В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. - 992 с. С.84).
Гегель трактует основную мысль философии Гераклита как процесс становления: "...Так как все есть и вместе с тем не есть, то Гераклит этим высказал, что вселенная есть становление. В последнее входит не только возникновение, но и исчезновение; оба они не самостоятельны, а тождественны. Такова эта великая мысль – перейти от бытия к становлению".(Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга 1. - СПб.: Наука, 1993. - 350 с. С.291).
Но не все люди согласны с идеями Гераклита. И сейчас некоторые представители человечества верят, что в мире есть нечто неизменное, постоянное, одинаковое для всех времён. Правда они осознают, что это относится не к физическому, а к миру идей, которые они признают такими же сущностями, как и объекты материального мира.
Но это уже другая тема о Боге и Душе.
"Китайская диалектика"

2 Кто автор Всё течёт, всё меняется? Порой в литературных приведениях и даже в интернете можно обнаружить различные поговорки и фразеологизмы , смысл которых не всегда можно объяснить. Сегодня мы поговорим ещё об одной пословице, которая некоторым не даёт покоя, это "Всё течёт, всё меняется ".
Впрочем, прежде чем продолжить, мне бы хотелось порекомендовать вам ещё несколько интересных новостей, на рандомную тематику . Например, что значит Паноптикум , что такое Пуш Ап , кто такой Анархист , что означает слово Вахлак и т. п.
Итак, продолжим, Всё течёт, всё меняется автор и смысл выражения? Впервые, данную фразу можно было прочесть в труде известного древнегреческого философа Гераклита Эфесского (Гераклита из Эфеса), которое называется "О природе".

Гераклит - это философ, основоположник диалектики


До наших дней, этот фразеологизм дошёл благодаря стараниям философа Платона, который писал в диалоге "Кратил ": "Гераклит утверждает, что всё движется и ничто не стоит на одном месте, и сравнивая нашу реальность с течением большой реки, добавляет, что дважды войти в одну и ту же реку невозможно".

Кто такой Гераклит?

Этого человека современники прозвали Тёмным или Мрачным. Быть может от того, что у него была тяжёлая болезнь, которую называли "водянкой ". Вряд ли с такой болячкой будешь дружелюбным и позитивным при общении с окружающими. Хотя на самом деле сведений о его жизни сохранилось очень мало, и есть мнение, что водянка оказалась не причиной, а следствием его образа жизни, и плохого питания.

В своём сочинении состоящем из трёх частей, которое называлось "О природе ", он писал, что по его мнению, наша планета была частью мирового огня, являющаяся самым мимолётным и изменчивым из всех четырёх стихий. Огонь был везде, и через некий промежуток времени он сгустился, и превратился в воздух, который перешёл в жидкое состояние, то есть стал водой. Затем вода превратилась в твердь земную, а та в свою очередь опять стала жарким пламенем , и затем цикл повторяется вновь и вновь.

Его идея о том, что Вселенная вечно обновляется, объясняла такие противоположности, как жизнь и смерть, мир и война, зиму и лето, зло и добро, пламень и лёд - и борьбы между этими сущностями одного целого.
Гераклит утверждал, что борьба противоположностей является источником существования мироздания.

Гераклит своим фразеологизмом "всё течёт, всё изменяется ", пытается донести до простых людей одну простую истину, что в жизни нет ничего постоянного. Умирают старики, появляются на свет дети, стареют родители, исчезают и возрождаются империи и страны, появляется новая религия, начинаются и заканчиваются войны и т. д.

Прочтя эту небольшую, но познавательную статью, вы узнали, что Гераклит всё течёт, всё меняется автор данного выражения. Он понимал его так, что всё сущее вышло из огня, и постоянно изменяясь, трансформируясь, вновь переходит к огню, этой основе Вселенной.

Систематизация и связи

Все течет, все меняется

«Все течет, все меняется» - афоризм, приписываемый Гераклиту Эфесскому. В учебниках философии учение Гераклита обычно противопоставляется учению элеатов, полагавших бытие в качестве неподвижного монолита. У Гераклита же все изменчиво, подвижно, находится в постоянном движении и борьбе. В мире нет ничего постоянного и устойчивого. Клеточный состав человеческого тела за жизнь полностью сменяется несколько раз. Некоторые клетки меняются в течение дня, но мы этого не замечаем. Абсолютная и безостановочная изменяемость всех вещей, переход противоположностей друг в друга позволяет считать Гераклита одним из основоположников диалектики. Естественно, что первоначалом всего Гераклит считает сам закон изменения, процесс вечного становления. В связи с этим мудрым изречением Гераклита вспоминается притча о перстне царя Соломона, на котором была выгравирована надпись: «все пройдет, пройдет и это». Все радостное не долговечно, также как и печальное; не стоит удерживать ничего долго в памяти.

Существует еще два хрестоматийных изречения Гераклита. Первое: «В одну и ту же реку (поток) нельзя вступить дважды». Бытие, по Гераклиту, можно сравнить с потоком. Пока мы погружаемся в этот поток течение уже унесло все прежнее и принесло новое. «На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые волны». Ничего не сохраняется, ничто нельзя остановить. Что же является самым текучим, с чем чаще всего сравнивают поток? Конечно же с временем! Река времени! Время – форма возникновения, становления, течения и разрушения в мире, а также самого мира вместе со всем, что к нему относится. Чем не гераклитовская философия!

Второе знаменитое изречение: «Этот космос тот же самый для всех, не создал никто из богов, не из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим». Знаю, что есть отличный комментарий Хайдеггера по поводу этого фрагмента, но нигде не могу найти его в русском переводе. Наверное, еще не переведен. Космос (или мир) в древнегреческой философии означает строй, порядок, а, следовательно, красоту. Весь мир есть один и тот же порядок. Это не мрачное, безликое, холодное космическое пространство современной науки. Древний грек любил красоту и умел найти ее во всем, часто принося в жертву прекрасному мораль и нравственность. Это искусство: созерцать действительность как гармонию и красоту, осознавать, что каждый момент действительности прекрасен и неповторим. Мир, по Гераклиту, не рожден и не сотворен никем, т.е. он был не только до появления людей, но даже до богов.

Очень важно, что космос «был, есть и будет» - здесь намечена временная динамика. И после этого О. Шпенглер объявляет, что античность не знала чувства времени, не была знакома с чувством исторического трагизма?! Вся философия Гераклита опровергает это заявление. Итак, практически сквозь всю гераклитовскую философию проходит мысль о непрерывной текучести и временной динамике. Существует концепция времени, принадлежащая, кажется, Августину, согласно которой прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее есть перетекание из будущего в прошлое и настолько мало, что его тоже нет. На этом моменте настоящего, на мой взгляд, сосредоточено учение Гераклита. Бог в средневековой теории времени есть вечно длящееся теперь. У Гераклита – это огонь или Логос: только он заключает в себе будущее, настоящее и прошлое.

Законом всеобщего изменения и первоначалом для Гераклита является огонь – самая энергетическая и даже катастрофическая стихия. Когда огонь угасает, мир дробится на части, возникает множество вещей, которые вступают во взаимную борьбу между собой. Затем мир гибнет во всеобщем пожаре. Многие находят в учении Гераклита аналогию с современной моделью Большого Взрыва. Все гибнет в мировом пламени! Прошлого нет, оно уничтожено очистительным огнем (сжечь мосты за собой). На будущее также не приходится рассчитывать, ведь впереди – катастрофа мирового пожара. Остается только настоящее. Правда, рождение и гибель повторяются бесконечное количество раз, потому что движение циклично, но в мировом огне уничтожается все, даже память.

В свете такого анализа высказывание Гераклита «все течет, все меняется» можно переформулировать в философский принцип: «НЕ ЦЕПЛЯЙСЯ ЗА ПРОШЛОЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ, ЖИВИ НАСТОЯЩИМ». Нужно освободить сознание от забот прошлого и надежд (или страхов), связанных с будущим. Момент настоящего есть истинное бытие человека, его экзистенция (как подлинное существование).

Легенда донесла сведения, что Гераклит отказался от царского престола, предпочитая поиски высшей истины земным проблемам (еще один пример в пользу отказа от будущего и прошлого, за которые постоянно цепляется посредственный обыватель). Для современников и земляков Гераклит был непонятен, возможно, его считали сумасшедшим, за что и прозвали Темным. Как мне кажется, это связано не только с его экстравагантными поступками и эпатажным поведением. Вот как определяет причину и отличительную особенность безумия и близкой ему гениальности А. Шопенгауэр: «Познание безумца имеет с познанием животного то общее, что оба они ОГРАНИЧЕНЫ НАСТОЯЩИМ. (…) То, что сильное душевное страдание, неожиданные и ужасные события часто ведут к безумию, я объясняю следующим образом. Каждое подобное страдание, как действительное событие, ВСЕГДА ОГРАНИЧЕНО НАСТОЯЩИМ, т.е. оно проходит и поэтому еще не чрезмерно тяжко: безмерно великим оно делается лишь в том случае, если гнетет постоянной мукой; но в качестве последней оно уже только мысль и потому находится в памяти; и вот когда такое горе, такое болезненное сознание или воспоминание столь мучительно, что становится совершенно невыносимым и человек должен изнемочь под ним, - тогда угнетенная природа, как за последнее средство к спасению жизни, хватается за безумие: столь сильно терзаемый дух сильно разрывает нить своей памяти, заполняет проблемы фикциями и таким образом от душевной боли, превосходящей его силы, спасается в безумии… И вот если безумец верно познает отдельные моменты настоящего, как и отдельные моменты прошлого, но НЕВЕРНО ПОЗНАЕТ ИХ СВЯЗЬ, их отношения и поэтому заблуждается и бредит, то в этом и состоит точка его соприкосновения с гениальным индивидуумом: ведь и последний, ПРЕНЕБРЕГАЯ ПОЗНАНИЕМ ОТНОШЕНИЙ (которое представляет собой познание по закону основания), для того чтобы в вещай узреть и найти их идеи и постигнуть их наглядно выражающуюся подлинную сущность… - ведь и гений через это упускает из виду познание СВЯЗИ ВЕЩЕЙ…» (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление/Пер. с нем..; - Мн.: ООО «Попурри», 1998. с.262-263).

Гений, как и безумец, не видит различия между прошлым, настоящим и будущим, не сознает связи между ними; все происходящее сливается для него в момент настоящего, принимающий форму идеи. Вот почему гений «в совершенстве познает идеи, но не индивидуумы» (там же, с.263). Философ зачарован настоящим, в этом, может быть, состоит идеал мудреца. Однако, перспектива сойти с ума не прибавит сторонников философии. В чем же реальный (даже утилитарный) смысл и назначение философии как созерцания и пребывания в настоящем? В ее очистительной функции. Светлые, прозрачные воды мышления уносят как опавшие листья сор лишних сомнений, тревог и переживаний. И легкий шелест набегающих волн тихо шепчет: все пройдет, пройдет и это.

О времени сказано много, ведь человеку свойственно философствовать о не осязаемых чувствами вещах. Все течет, все изменяется... Автор этого изречения словно уловил саму сущность времени, его ощущения человеком и вместил их в нескольких словах. По сей день фраза времен Античности переосмысливается великими умами и обывателями. Она оказывается актуальной для миллионов жизненных ситуаций. О переменчивости бытия высказываются по-новому, но смысл сводится к одному: все течет, все изменяется. Кто сказал эту фразу первым и другие подробности о ней - тема нашей статьи.

Авторство

Как мы знаем, многие из повседневно используемых фраз имеют вполне конкретного автора. Увы, его личность просто не связывают с изречением в связи с недостатком фактов. Мы начали нашу статью об изречении "Все течет, все изменяется". Кто сказал его, запечатлев в веках, передав до наших дней, узнаем далее.

Выражение "все течет, все изменяется" Гераклит запечатлел средь строк своего единственного письменного труда "О природе". Работу философа читали более поздние ученые античного периода, а метко сказанная фраза стала выражением тех мыслей, что не давали покоя всем поколениям великих умов.

Дальнейшее употребление

На сочинения Платона труд "О природе" Гераклита оказал заметное влияние. Он даже процитировал интересующее нас изречение. Как мы видим, скоро философское замечание Гераклита стало крылатой фразой.

Отражение переменчивости жизни в кратких фразах не раз удавалось и будущим поколениям. Так, у римлян выражение превратилось в короткое и красноречиво-недосказанное: "Все течет". К слову говоря, дословный перевод с оригинала о переменчивости всего звучит так: "Все течет и движется, и ничего не пребывает".

Об учении Гераклита и значении фразы

Напомним, что темой обсуждения в нашей статье стало изречение "все течет, все изменяется". Кто сказал его и когда приблизительно это произошло, а также о цитируемости фразы мы имеем представление. Теперь интересно будет узнать больше об авторе и предпосылках значения фразы.

В годы жизни Гераклита культура и наука пестрели различными философскими учениями. Приверженцем одного из таких был и сам Гераклит. Это учение отличалось взглядом на окружающий мир как на беспрерывно движущуюся и изменяющуюся данность. О контрастах философских учений того времени можно сделать вывод из сравнения его с философией элеатов. Они относились к бытию, как к чему-то монолитному, непоколебимому и неразделимому.

Из трудов Гераклита до наших дней дошли и другие запоминающиеся изречения, так или иначе по смыслу связанные с переменчивостью всего с течением времени. Так, одна, пожалуй, из наиболее известных фраз гласит: "В одну и ту же реку нельзя войти дважды". Несмотря на иную образность (картины, рисующиеся перед мысленным взором, при прямом восприятии смысла слов), связь смысла очевидная.

Время течет, словно вода в реке, все меняя, унося старое и оставляя место для нового. Там, где уже прошлись волны реки, никогда не будет того, что раньше. Все смывает время-река...

И в который раз мы повторяем про себя: "Все течет, все изменяется". Латынь озвучила эти слова так: Omnia fluunt, omnia mutantur. В общеобразовательных целях будет интересно знать перевод фразы и временами иметь возможность проявить познания в классических науках. Латинский придает знаниям особый шарм.

Выводы

Итак, темой нашей статьи стало глубоко философская фраза, выразившая важнейшее свойство времени - менять все. Ничто ему не способно противостоять: "Все течет, все изменяется". Кто сказал эту фразу, мы также выяснили. Авторство принадлежит одному из греческих философов - Гераклиту, целиком поддерживающему идею переменчивости окружающего мира.

Надеемся, что с нашей короткой статьей вы провели время с пользой, расширяя свои знания и лишний раз задумываясь о вопросах глобальных. Пусть каждый день будет наполнен смыслом, ведь он больше никогда не повторится!

Статьи по теме