Стратегией совладания является. Копинг-стратегии: как мы справляемся со стрессом. Стратегии совладания со стрессом

, Комментарии к записи Копинг стратегии отключены

Копинг-стратегии — это способы взаимодействия со сложной, стрессовой ситуацией. В трудной ситуации человек испытывает стресс и напряжение. Это неприятно, и поэтому человек хочет выйти из этой ситуации как можно скорее. Копинг-стратегии являются привычными схемами, с помощью которых конкретный человек привык выходить из сложных для себя ситуаций.

Копинг бывает проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный. Проблемно-ориентированный копинг направлен на изменение ситуации, эмоционально-ориентированный копинг – на регуляцию эмоционального состояния, вызванного стрессовой ситуацией.

Помимо понятия «копинг-стратегия» существует еще понятие копинг-стиля. Копинг-стиль относит поведение к одному из трех видов реагирования на угрожающую ситуацию. Как и животное, человек обычно использует три стиля реагирования на угрозу: замирание, бегство и нападение. Применительно к человеческому поведению это будет капитуляция, избегание и сверхкомпенсация.

При капитуляции человек принимает неприятное переживание за нечто необоримое, с чем можно только смириться, и ведет себя в соответствии с этой идеей. При избегании человек пытается не попадать в определенные сложные для него ситуации. При сверхкомпенсации человек ведет себя так, как будто вовсе не находится или не может попасть в трудную ситуацию, которой боится.

Примеры реагирования согласно каждому из копинг-стилей в ситуации, когда человек боится критики окружающих.

1) Копинг-стиль «Капитуляция»: человек идет не вечеринку, где чувствует себя очень некомфортно и скованно, и думает, что он вот такой вот скованный и неинтересный человек, и ничего с этим не поделаешь.

2) Копинг-стиль «Избегание»: человек избегает вечеринок и любых ситуаций общения, где может почувствовать себя неловко.

3) Копинг-стиль «Сверхкомпенсация»: человек идет на вечеринку и старается там стать душой компании, громко разговаривает и смеется, пьет алкоголь, пытаясь скрыть от себя и других людей свой дискомфорт.

У каждого копинг-стиля есть несколько копинг-стратегий, с помощью которых реализовывается стремление избежать ситуации, смириться с ней или компенсировать ее.

Опросник «Стратегии совладающего поведения» («Ways of Coping Questionnaire ») является наиболее успешной методикой для выявления предпочитаемого копинг поведения. Опросник был стандартизирован и адаптирован в лаборатории клинической психологии института им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 50 вопросов. Опросник основан на копинг тесте Лазаруса и является его русскоязычной адаптацией.

В тесте определяется предпочтение одной или нескольких из восьми стратегий совладания со стрессом.

Копинг стратегия конфронтация предполагает активную деятельность, направленную на изменение ситуации или на отреагирование негативных эмоций, с ней связанных. Предпочтение этой стратегии часто подразумевает импульсивное поведение, враждебность, конфликтность, трудности прогнозирования результатов действий, направленность преимущественно на разрядку эмоционального напряжения.

Копинг-стратегия дистанцирования предполагает эмоциональное выключение из ситуации, снижение ее субъективной значимости путем рационализации, юмора, переключения внимания и т.п.

Стратегия самоконтроля предполагает сдерживание и подавление эмоций, контроль поведения. Обычно эта стратегия совладания со стрессом связана со стремлением скрывать от окружающих свои чувства.

Стратегия принятия ответственности предполагает признание своей роли в сложившейся ситуации путем самокритики и самообвинения.

Стратегия бегство-избегание – уклонение от проблемы в виде ее отрицания, фантазирования и т.д.

Копинг стратегия планирования решения проблемы предполагает анализ ситуации, планирование собственных действий с учетом прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Положительная переоценка – стратегия совладания со стрессом, направленная на переоценку негативных переживаний, рассмотрение их в качестве ресурса для личностного роста.

Каждая из стратегий может быть как адаптивной, так и не адаптивной, в зависимости от ситуации и ресурсов личности.

Стресс- напряжённое психическое и физическое состояние организма.

Стресс в минимальных количествах необходим для организма. Чрезмерный стресс снижает эффективность и благополучие индивида, что приводит к психосоматическим заболеваниям.

Учение о стрессе появилось в связи с работами Г. Селье. Согласно Селье, стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отриц факторов.

Два вида стресса:

    Эостресс (вызывает желательный эффект)

    Дистресс (отрицательный эффект)

Стресс имеет три фазы:

  • Сопротивляемость

    Истощение

Люди с устойчивой психикой способны преодалеть стадию тревоги и избежать стресса.

В настоящее время стресс разделяют на эмоциональный и информационный. Последний связан с количеством информации, обрушивающейся на человека.

  1. История изучения копинга.

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). Под "копингом" (от англ. to соре - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними.

В отечественной психологии актуальная проблема поведения личности в стрессе изучалась в основном в контексте преодоления экстремальных ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Анцыферова,; Либина,), а также терапии супружеских конфликтов (Кочарян, Кочарян).

В зарубежной психологии изучение поведения в трудных ситуациях ведется в нескольких направлениях. Лазарус и Фолкмен подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. Коста и Маккрей делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. Лер и Томэ уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования. Интерпретация феноменов защиты и совладения связана также с изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса (Селье).

  1. Общее представление о копинге.

Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

Особенности этого умения связаны с "Я-концепцией", локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

Разрешение проблем; - поиск социальной поддержки; - избегание. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная "Я-концепция", позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации - угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания: 1. - непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);

2. - косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение ("это меня не касается"), переоценка ("это не так уж и опасно"), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;

3. - совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоции, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. "Удачное" совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.

    Критерии эффективности копинга.

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения. Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции. 1.2. Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

2.1. "Скрытый" внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс. 2.2. "Открытый" поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении. 3. Успешный/неуспешный:

3.1. Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс. 3.2. Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания.

Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

    Отличие копинга от защитных механизмов.

Как отмечают многие авторы, существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая зашита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния.

В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Можно сказать, что предметом психологии совладания, как специальной области исследования, является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями (Либин, Либина).

Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения учитывает следующие положения.

    Человеку присущ инстинкт преодоления (Фромм), одной из форм проявления которого является поисковая активность (Аршавский, Ротенберг), обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями.

    На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности - чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями.

    Стили реагирования по Лацарусу.

По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles ("способов совладания") Лазаруса, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования:

Проблемно-ориентированный стиль , направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Сегодня я хочу представить вам статью замечательного психолога - Людмилы Пономаревой о копинг-стратегиях и их роли в борьбе со стрессом. Выбор адекватной копинг-стратегии важен для того, чтобы успешно справляться со стрессами, а знать виды стратегий полезно для того, чтобы видеть весь спектр доступных нам инструментов.



По набережной гуляла молодая девушка со своим другом, который был старым моряком.
В жизни девушки не всё было гладко, её мучили какие-то свои жизненные проблемы, и она шла, погружённая в эти заботы.
Естественно, друг заметил переживания девушки.Он спросил её:
- Как ты думаешь, если бы я упал сейчас в воду, то обязательно утонул бы?
Девушка перекинулась, через перила и посмотрела вниз на бушующие холодные волны.
- Конечно, ты бы утонул! - сказала она.
Но моряк возразил:
- Сомневаюсь! Я ещё ни разу в жизни не видел, чтобы кто-нибудь утонул только потому, что оказался в воде.
- Посмотри, какие сильные волны! - сказала девушка. - Даже если ты останешься жив, то точно попадёшь в больницу с переохлаждением.
- Только в том случае, если пробуду в воде слишком долго, - не унимался её друг. - Я же моряк! Я много раз падал в воду, поэтому я точно знаю, о чем говорю. Когда я первый раз упал, то ужасно испугался. Но потом я понял, что мне ничего не грозит, если я быстро выберусь обратно.
Точно так же обстоят дела и с твоими проблемами! - ласково обратился друг к девушке. - Вместо того, чтобы вздыхать и мучиться, ты лучше подумай, как тебе поскорее из всего этого выбраться!
Чаще всего проблема заключается не в самой проблеме, а в том, как мы её воспринимаем.“


Это довольно известная притча. Явный посыл всем понятен:то, что для одного человека воспринимается как «раз плюнуть», для другого может стать катастрофой. Если пойти дальше и повернуться к понятию стресса, то мы увидим очень важную вещь. Чтобы научиться пользоваться ресурсами стрессоустойчивости, нужно уйти от тех стереотипных мыслей и действий, которые мы часто используем в силу привычки, но которые очевидно или неочевидно неэффективны.

Что такое «копинг»?

Копингом в психологии называют как раз те самые мысли и действия, которые вызывает у нас стрессовая ситуация. Под действием своих привычных копинг-стратегий мы ищем или неищем ресурсы для борьбы со стрессом, используем или не используем их. Таким образом, человекможет знать очень много о том, как сохранить свое здоровье и не стать «жертвой» патовой ситуации, но не может пользоваться своими знаниями.

Как формируются копинг–стратегии?

Человек ежесекундно учится взаимодействовать с миром. Его учат определенным правилам поведения в тех или иных ситуациях, они могут быть заложены и в культуре и быть сформированы личным опытом. Выбор стратегий взаимодействия со стрессовой ситуаций зависит от тех ресурсов, которыми владеет человек: знания, здоровье, социальная поддержка и т.п.

Какие бывают копинг – стратегии?

Когда возникает стрессовая ситуация, мы начинаем думать – чувствовать – действовать. Поэтому существуют аналогичные копинг – стратегии – когнитивные, эмоциональные стратегий, поведенческие. В научной литературе классификаций копингов много, но все они, так или иначе, касаются этих трех сфер.

Например, человек, попадая в трудную ситуацию, может занять активную, ориентированную на проблему, позицию: изучать ситуацию, искать социальную поддержку.

Также человек может выбрать такой тип совладания со стрессом, при котором он не будет взаимодействовать с ситуацией, а будет только снижать физиологический ответ на стресс. Человек начнет принимать алкоголь, наркотики, переедать, много спать или отказываться от сна, нагружать себя тяжелой работой и т.п.

Исходя из когнитивного компонента, человек может выбрать когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации.

Или выбрать фантазии о том, как он справится со стрессом.

Или пытаться сознательно изменить свое отношения к ситуации. Такая позиция хорошо иллюстрируется фразой: «Если ты не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней».

В плане эмоций человек может выбирать или выразить эмоции или их подавить их. «Настоящие мужчины не плачут» – классическая копинг – стратегия, сформированнаякультурой.

Согласно Р. Лазарусу, существует 8 типов совладания со стрессом:

«Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;

Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием».

Хочу еще раз подчеркнуть, что мы часто выбираем те или иные стратегии восприятия и реагирования на ситуацию стереотипно и автоматически, не задумываясь, потому что так привыкли или так было усвоено. При этом мы не учитываем то, что наше поведение может быть неэффективно.


Получается, есть эффективные и неэффективные копинг – стратегии? Почему мы тогда продолжаем ими пользоваться?

Да, копинг – стратегии бывают со знаком плюс и минус. Продуктивные копинг – стратегии – это те, которые направлены на решения проблемы, не снижают уровень здоровья, не приводят к социальной дезадаптации. Непродуктивные являются антагонистами продуктивных стратегий, т.е. ведут к ухудшению здоровья, снижению активности и социальной адаптации на фоне стресса. Мы продолжаем или пользоваться в силу разных причин:

1. Раньше это поведение приносило положительные изменения. Несколько раз человеку удалось справиться со стрессом. Однако условия изменились, и теперь данный тип поведения является непродуктивным. Но человек в силу прошлого опыта продолжает им пользоваться.

2. Родительский опыт. Грубо говоря, так научили. Часто родители говорят своим детям «ударь в ответ» – копинг взаимодействия с ситуацией, или «не трогай его, не пачкай руки» - копинг избегания. При этом у ребенка могут быть совершенно иные чувства по отношению к ситуации, однако он научается регулировать себя в соотвествиис выученными правилами поведения

3. Социальный опыт. Общество, в котором мы живем, диктует нам то, как мы должны вести себя. Не всегда существующие клише эффективны при стрессоустойчивости. Например, мужчина всегда должен агрессивно реагировать на стрессовую ситуацию.

4. Личный опыт. Это те модели поведения и реакции, которые были сформированы человеком в процессе жизни.

5. Наличие ресурсов, личностная и социальная характеристики. Сюда включаются самооценка, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности, ресурсы самоэффективности, пол и возраст, принадлежность к определенной социальной группе.

Как я могу понять, что не эффективно справляюсь со стрессом и что мне с этим делать?

Часто человек чувствует сам, что, попадая в трудные ситуации, не может из них выбраться. Жизнь меняется в худшую сторону. На приеме у психолога они жалуются на депрессивные мысли, ухудшения здоровья, как будто «бегают по замкнутому кругу». Если Вы ощущаете, нечто подобное, то:

а) необходимо выяснить, какимикопинг-стратегиями Вы пользуетесь чаще всего и насколько они эффективны;

б) повышать ресурсы борьбы со стрессом;

в) форсировать целенаправленные поведенческие изменения: применение новых стратегий поведения, использование ресурсов, тренинги и психотерапия.


Тест Лазаруса*

· Те или иные копинг стратегии могут быть эффективными или неэффективными в зависимости от ситуации. Вы сами можете оценить, насколькоданный типа поведения подуктивен для Вас, сами.

Нартова-Бочавер С. К. «CopingBehavior» в системе понятий психологии личности. Психологическийжурнал, т. 18, № 5, 1997.

Lazarus, R.S., &Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
http://psylist.net/praktikum/00298.htm

Копинг – это действия человека, с помощью которых он борется со стрессом. Термин копинг походит от английского «coping» или также «to cope with», что означает справиться со стрессом. Копинг составляет в себе когнитивный, поведенческий и эмоциональный элементы, которыми обеспечивается сохранение целостности личности и противостояние внешним или внутренним факторам, которые вызывают напряжение или создают слишком сложные обстоятельства и ситуации, с которыми человек не может справиться, поскольку количество его ресурсов ограничено.

Копинг-стратегии образовались у индивида, чтобы он мог определенно реагировать на возникшую кризисную ситуацию, и от степени значимости этой ситуации для него. Относительно особенностей кризисной ситуации и своего отношения к ней, человек будет действовать определенным образом, выражая при этом истинные эмоции и переживания разной степени интенсивности через свое поведение. Основными характеристиками такой ситуации есть значимые чувства, их интенсивность, психическая напряженность, изменение самооценки, смена мотивации, внутренние переживание, с помощью которых ведется переработка травмы, связанной с кризисной ситуацией и значимая потребность в психокоррекции и поддержке.

Совладение с собой, со своими переживаниями зависит от самой личности, ее характерологических особенностей и действительной ситуации. Один человек способен абсолютно по-разному относиться к одной и той же ситуации в разное время, когда она травматическим образом воздействует на него.

Феномен совладения с травматической ситуацией возник относительно не так давно, поэтому даже нет единственной классификации копинг-стратегий, почти каждый исследователь, интересовавшийся этой темой, создает собственную классификацию.

Копинг стратегии

Копинг-стратегии – это такие комплексы действий, которые применяются относительно определенной стрессовой ситуации. Это своего рода индивидуальные привычные схемы, благодаря которым человек может быстрее выйти из проблемной ситуации, поскольку никому не хочется долго перебывать в состоянии кризиса, это выводит из равновесия. Бывает два вида направленных тактик поведения.

Копинг поведения стратегии проблемно-ориентированные , они направлены на саму ситуацию и желание ее исправить, найти быстрее выход из нее, активно действовать.

Копинг поведения стратегии эмоционально-ориентированные , соответственно, ориентированы на особенности эмоционального состояния, реакции связанные со стрессовой ситуацией, чувства человека и переживания.

Копинг-стиль определяет поведение, исходя из трех типов реакции на стрессовую ситуацию. В животном мире это , убегание, атака, относительно человеческого поведения, они называются капитуляция, избегание, сверхкомпенсация.

Копинг механизмы – это механизмы совладания, которые определяют адаптацию человека к стрессовой ситуации, успешную или нет. Также их определяют, как тактику поведения человека в ситуации угрозы, особенно в обстоятельствах адаптации к угрозе благополучию психологическому и физическому, также личностному и социальному.

Копинг механизмы могут иметь такие формы: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Когнитивные формы выражаются в переключении мыслей с болезненной темы на более позитивную, отвлечение от мыслей о последствиях кризиса, принятии сложившейся ситуации, проявление стоицизма, игнорирование проблемы, уменьшение ее серьезности, стремление создавать впечатление, что ничего не произошло, сравнение ранее похожих ситуаций, изучение информации, необходимой для преодоления кризиса, религиозность, придание новому состоянию нового смысла.

Поведенческие формы копинговых механизмов выражаются через: отвлечение, смене рода деятельности, уходом в работу с головой, заботой о других, когда нужно думать более всего за собственное благополучие, альтруизм, стремление к избеганию, исполнение собственных желаний, компенсирование, удовлетворение потребностей, желание перебывать наедине, в спокойствии, поиск поддержки, понимания, стремление к сотрудничеству.

Специфика копинг механизмов очень близка к работе защитных механизмов психики. Как видно они делятся на конструктивные и неконструктивные, или адекватные и неадекватные, или активные и пассивные. Если человек собирается работать с психотерапевтом в направлении поиска выхода из стрессовой ситуации, то наиболее продуктивными в таком русле будут: сотрудничество на протяжении консультативного процесса, стремление к поддержке, адекватная степень игнорирования стрессового обстоятельства, взгляд на него с юмористической стороны, терпеливость, самообладание, стоицизм, противостояние проблеме, альтруизм, эмоциональная разрядка. Иногда психотерапевту сложно провести конструктивную модификацию психологических защитных механизмов или их полное устранение, даже когда будет создана эмпатическая связь с пациентом, с помощью которой слабеет необходимость в защитных механизмах, поэтому акцентируется внимание на том, чтобы развить копинг механизмы.

Изучение проблематики копинг стратегий подвели исследователей к понятию копинг ресурсы. Ресурсный подход определяет, что существует распределение ресурсов, следовательно, объясняющий, что человеку удается сохранить психическое здоровье и приспособится к сложившейся ситуации. Ресурсный подход также рассматривает многообразие ресурсов: внешних – моральная, эмоциональная и материальная помощь от социальной среды; личностных – способности и умения человека. Также существует теория, в которой копинг ресурсы делятся на материальные и социальные. Большинство исследователей сходятся во мнении, что лучшим ресурсом для совладания со стрессом является оптимизм. Но он должен быть здоровым, поскольку слишком оптимистической настрой может быть преградой в адекватном восприятии текущего события.

Копинг стратегия избегания – это один из важнейших способов преодоления ситуации вовремя формирования псевдособладающего или дезадаптивного поведения. Такая копинг-стратегия служит способом преодоления или послабление дистресса у человека, находившегося на немного низшем уровне развития личности. Человек, пользующейся подобной стратегией, является недостаточно развитым в плане личностных и средовых копинг ресурсов и умения быстрого и адекватного способов разрешения проблем. Важно заметить, что эта тактика может быть адекватной или неадекватной, зависимо от самой проблемы, ее интенсивности, от личностных особенностей, возраста и состояния системы ресурсов, имеющихся в человека.

Самым эффективным и адекватным вариантом в решении проблемы есть использование и синхронизация трех типов копинг стратегий поведения, зависимо от обстоятельств. Бывает, что человек вполне может сам на себя положиться и справиться со сложившимися обстоятельствами без постороннего вмешательства. Иногда, он не чувствует в себе уверенности, поэтому ищет поддержки в окружающей среде. Используя тактику избегания, человек прогнозирует возможные неудачи или последствия, поэтому эму удается избежать неприятностей. Если используется все время одним человеком одна и та же тактика, то в скором времени он может эмоционально выгореть, у него не останется сил для жизнедеятельности.

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

Как уже говорилось, существует много разных теорий к классификации копинг стратегий. Психологи Фолкман и Лазарус активно изучали тему: «копин-стратегии и стресс» и создали наиболее популярную классификацию, в которой они выделяют восемь базовых стратегий.

Перечень этих копинг-стратегий:

— составления плана решения проблемы, который будет предполагать усилия для внесения изменений к ситуации, использование аналитического подхода в составлении алгоритма действий, применяемых к совладанию со стрессом;

— конфронтационный копинг, включает в себя наполненные агрессией попытки и меры для преодоления стрессового раздражителя, высокая степень враждебности, готовность к решению с применением риска;

— принятие на себя ответственности по решению ситуации, и признание собственной роли при появлении проблем;

— усиленный самоконтроль по регулированию эмоций и собственных действий;

— усиленные действия по поиску положительных сторон, достоинств в имеющемся положении дел, положительная переоценка;

— направленность на поиск поддержки в ближайшем окружении;

— дистанцирование, когнитивно-поведенческие старания по изолированию от стрессовой ситуации, уменьшению ее важности, существенности;

— избегание-бегство, усиленные попытки в избегании проблемы или ее последствий.

В свою очередь, они систематизируются в четыре группы. Первая группа имеет такие тактики: планирование решения, конфронтация, принятие ответственности за решение. Именно, благодаря их активному взаимодействию достигается усиления связи между ними, что укрепляет их действие и укрепляет связь справедливости взаимодействия и эмоционального фона личности. Использование тактик подразумевает то, что человек будет активно самостоятельно действовать, пытаться изменить проблемные обстоятельства, вызвавшие стресс, проявлять желание быть полноценно информированным относительно этого случая. Следовательно, человек обращает свое внимание на особые условия взаимодействия, на справедливость и анализирует эти особенности. Благодаря этому процессу обеспечивается существенное влияние оценки справедливости на общее состояние человека, его эмоции и чувства.

Во второй группе имеются копинг стратегии самообладания и положительной переоценки. Они являются очень действенными. Их сила способствует связи справедливости во взаимодействии и эмоциями людей. Такие процессы происходят потому, что данные копинг стратегии есть предусловием для самоконтроля человека за состоянием, поиск решения выхода из стрессовой ситуации через ее модификацию. Личности, которые используют эти копинг стратегии, воспринимают условия взаимодействия, как инструмент, с помощью которого осуществляется задуманное. Хорошим примером может быть то, что люди, попавшие в стрессовые обстоятельства, пытаются искать в них позитивный аспект, новый смысл, новую идею, думать о них, как о новом опыте. И следствием этого процесса является большое влияние и существенность оценки справедливости, как условие взаимодействия.

В третьей группе копинг стратегий имеются такие стратегии: дистанцирование и избегание. Используя такие стратегии, совсем не происходит влияние на связь справедливости взаимодействия и эмоций. Такое случается, потому что человек отказывается изменять как-то свое состояние или ситуацию, он просто уходит от всей ответственности. Личности, применяемые стратегию избегания не желают получать какую-либо информацию об условиях взаимодействия, поскольку они в нем не принимают участие и не придают этому важного значения, следовательно, она никаким образом не влияет на их состояние.

В четвертой группе стратегий – поиск социальной поддержки. Ее применение также не имеет влияния на связь справедливости взаимодействия и эмоциями. Поскольку такая стратегия не предполагает того, что человек сам ищет и находит решение в проблемной ситуации, как и не имеет направленности на уход от проблемы. И такой человек не интересуется дополнительной информацией.

Копин стратегии и стресс, их взаимодействие лучше понимаются в процессе исследования. Особенно зарубежные автора уделили больше внимания этой теме, они определили совладание, как интериндивидуальный и интраидивидуальный подходы. Однако, все равно, в любом случае опираются на самоотчет испытуемых об их поведении, как основный методологический прием в исследовании копинг стратегий, конкретных действий и стресса.

В интериндивидуальном подходе для изучения копинг стратегии методика используется, как инструмент исследования, таким является опросник о способах совладания. Используя его засады, стали развиваться другие методики. Наиболее распространенная в исследовании копинг стратегии методика WCQ. В ее основе пятьдесят вопросов, которые составляют восемь шкал, и вычисляет две основные стратегии совладания: эмоционально-фокусированный и проблемно-фокусированный копинг в особенных стрессовых ситуациях (например, боль, болезнь, потеря).

Согласно, интраиндивидуальному подходу, исследуются стили, которыми пользуется личность в своем совладающем поведении. Основу этих стилей составляют личностные переменные в роли устойчивых диспозиционных структур. Для этого исследования используется методика «Шкала совладания».

Третьей для изучения копинг стратегии методика «Многомерного измерения копинга», ее используют в эмпирических изучениях совладающего поведения. Является очень доступным и качественным отечественным материалом.

Канадскими исследователями-психологами по клинической психологии и психологии здоровья, была разработана популярная методика C1SS. Она включает сорок восемь утверждений, группированных в три фактора. Каждый, из которых имеет шкалу, состоящую из шестнадцати вопросов. В третьем факторе – избегание, имеет две субшкалы – это личностное отвлечение и социальное отвлечение. В этой методике хорошо и надежно измеряется основные три стиля совладания. Первый стиль – ориентированный на принятие решения в стрессовой ситуации, то есть, проблемно-ориентированный копинг стиль, второй – эмоционально-ориентированный, и третий стиль – стиль с ориентацией на избегание от проблемной или стрессовой ситуации. Данная методика, точнее ее факторное строение, валидизировано по выборкам студентов, учащихся на старших курсах университета и адекватных здоровых взрослых людях.

Копинг стратегии у подростков

Копин стратегии и стресс подростков в разные периоды возраста по-разному проявляются и взаимодействуют. С возрастом когнитивные копинги (эмоционально–ориентированные, позитивная переоценка, позитивный внутренний диалог, переключение и управление вниманием, копинг избегания) все более сильно появляются и становятся еще разнообразней. Но существуют также данные, согласно которым, дети с возрастом все реже нуждаются в социальной поддержке, в ситуации со стрессом.

Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций. В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы.

Виды копинг-стратегий поведения можно распределить, учтив их уровень адаптивных возможностей.

Жизненные события меняются с огромной быстротой и проблем среди них немало, поэтому и разнообразие решений таких жизненных ситуаций очень большое. Вначале подросткового периода 10-11 лет происходит проявление специфических черт, среди которых основными является направленность на общение со сверстниками, стремление утверждать свою самостоятельность и личностную независимость. Подростки начинают отдаляться от своих родителей, отчуждаются от взрослых. Сильно выражается направленность на противостояния, желание демонстрировать себя, как взрослого человека, отстаивать свои права, независимость. Но наряду с такими героическими порывами к самостоятельности, все же присутствует желание получать от взрослых помощь, ощущать их защиту и поддержку. Самым важным фактором во взрослении ребенка и формировании подростка, как личности является общение со сверстниками и старшими подростками. В этот период – 14-15 лет очень большая восприимчивость сознания, так что, поскольку общение отыграет главную роль и определяет ведущую деятельность, это влияет на всю дальнейшую жизнь подростка, зависимо от того насколько он будет подпадать под влияние этой компании.

Повышенная комформность к правилам и ценностям группы, к которой подросток принадлежит, определяет его стремление к удовлетворению своей потребности в занятии почтенного положения среди сверстников. Подростковый возраст очень бурный, наполнен продуктивным развитием познавательных процессов. Он характеризуется становлением целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания, теоретического и творческого мышления, логической памяти и избирательности. Центральным новообразованием личности в этом периоде есть выход сознания на новый уровень, укрепление Я-концепции, в которой выражается стремление понять себя, свою истинную личностную природу, свои способности и особенности, понять свою уникальность, отличие от других.

Копинг стратегии подростков до конца не изученные.

В зависимости от успеваемости подростка у него будет разная копинг стратегия. В тех, у кого хорошая успеваемость характеризуются высокой выраженностью копинг стратегии «разрешение проблем», немного меньше выражена стратегия «поиска социальной поддержки» и не выражено «избегание». У подростков средней успеваемости ведущей копинг стратегией есть «поиск социальной поддержки», «разрешение проблем» на втором месте и наименее выражено «избегание от проблем». А у подростков с наихудшей успеваемостью наиболее выражена и всех троих стратегия «избегания», «поиск социальной поддержки» на втором месте и «разрешение проблем» на последнем. Это объясняется тем, что ученики, которые не успешны, им мешают хорошо учиться внутренние психологические травмы, или особенности их развития, вследствие чего они не научились адекватно реагировать на стрессовую ситуацию, и выбирают наиболее легкий способ решения проблемы – вообще игнорировать ее, убежать и не искать решения. Если в подростковом возрасте сформируется определенная копинг стратегия, она может остаться ведущей на всю жизнь, поэтому очень важно обеспечить ребенку необходимые нормальные условия, в которых он будет развиваться, как взрослая личность.

Вопрос об эффективном и неэффективном копинге напрямую связан с понятием копинг-стратегий. Копинг-стратегии - это те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания.

Р. Лазарус и С. Фолкман предложили классификацию копинг-стратегий, ориентированную на два основных типа - проблемно-ориентированный копинг (problem-focused) и эмоционально-ориентированный копинг (emotional-focused).

Проблемно-ориентированный копинг , по мнению авторов, связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий. Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса.

Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше. Примером эмоционально-ориентированного копинга является: избегание проблемной ситуации, отрицание ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов для того, чтобы расслабиться.

Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий:

  1. Планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;
  2. Конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);
  3. Принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);
  4. Самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);
  5. Положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);
  6. Поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);
  7. Дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);
  8. Бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).

Эти копинг-стратегии можно условно разделить на четыре группы.

В состав первой группы входят стратегии планирования решения проблемы, конфронтации, принятия ответственности. Можно предположить, что их активное использование усиливает связь между справедливостью взаимодействия и эмоциональным состоянием участников. Эти стратегии подразумевают, что человек прикладывает активные усилия, пытаясь самостоятельно изменить ситуацию, и поэтому нуждается в дополнительной информации о ней. В результате он обращает особое внимание на условия взаимодействия, одним из которых является справедливость, и анализирует их. Именно этот процесс и обеспечивает серьезное влияние оценки справедливости на эмоциональное состояние человека.


Вторую группу образуют стратегии самоконтроля и положительной переоценки. Вероятно, что их использование также усиливает связь между справедливостью взаимодействия и эмоциями участников. Это происходит, поскольку эти копинг-стратегии подразумевают контроль человека за своим состоянием, решение проблемы посредством его изменения. Люди, активно использующие эти стратегии, могут обращаться к условиям взаимодействия как к средству, которое поможет им осуществить задуманное. Например, они могут искать оправдание или позитивные аспекты того положения, в котором они оказались. Серьезное влияние оценки справедливости как одного из условий взаимодействия является следствием этого процесса.

В состав третьей группы копинг-стратегий входят дистанцирование и бегство-избегание. Можно предположить, что их использование не оказывает влияния на связь между справедливостью взаимодействия и эмоциями участников. Это происходит, поскольку они подразумевают «уход», отказ человека от активного изменения ситуации или своего состояния. Людям, использующим эти стратегии, не нужна информация об условиях взаимодействия, от участия в котором они отказываются, и поэтому они не придают ей серьезного значения. В результате она не оказывает влияния на их состояние.

И наконец, четвертую группу образует стратегия поиска социальной поддержки. Вероятно, ее использование также не оказывает влияния на связь между справедливостью взаимодействия и эмоциональным состоянием. Дело в том, что эта копинг-стратегия хотя и не подразумевает стремления «выйти» из ситуации, но и не предполагает самостоятельного решения возникшей проблемы. Поэтому использующий ее человек также не заинтересован в поиске дополнительной информации.

Данная классификация, по мнению Р. Лазаруса и С. Фолкмана, не указывает на то, что человек прибегает исключительно к одному типу копинга. Каждый человек использует комплекс приемов и методов как проблемно-ориентированного, так и эмоционально-ориентированного копинга для того, чтобы справиться со стрессом. Таким образом, процесс копинга представляет собой комплексный ответ на стресс.

В теории копинг-поведения , основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана, выделяются базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание» и базисные копинг-ресурсы: Я-концепция , локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья.

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины - как за инструментальной, так и за эмоциональной.

Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые - доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах.

Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию , социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки.

Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события. Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения. Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними.

Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений. Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.

Интересной представляется расширенная классификация копинга, которую предложили американский исследователь К. Гарвер и его сотрудники . По их мнению, наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации.

  1. «Активный копинг» - активные действия по устранению источника стресса;
  2. «Планирование» - планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации;
  3. «Поиск активной общественной поддержки» - поиск помощи, совета у своего социального окружения;
  4. «Положительное истолкование и рост» - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта;
  5. «Принятие» - признание реальности ситуации.

К таким стратегиям совладания относятся:

  1. «Поиск эмоциональной общественной поддержки» - поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих;
  2. «Подавление конкурирующей деятельности» - снижение активности в отношении других дел и проблем и полное сосредоточение на источнике стресса;
  3. «Сдерживание» - ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации.

Третью группу копинг-стратегий составляют те, которые не являются адаптивными, однако, в некоторых случаях, помогают человеку адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней.

Это такие приемы преодоления как:

  1. «Фокус на эмоциях и их выражение» - эмоциональное реагирование в проблемной ситуации;
  2. «Отрицание» - отрицание стрессового события;
  3. «Ментальное отстранение» - психологическое отвлечение от источника стресса через развлечения, мечты, сон и пр.;
  4. «Поведенческое отстранение» - отказ от разрешения ситуации.

Отдельно К. Гарвер выделяет такие копинг-стратегии как «обращение к религии», «использование алкоголя и наркотиков», а также «юмор».

Достаточно подробной является классификация П. Тойса. опирающаяся на комплексную модель копинг-поведения.

П. Тойс выделяет две группы копинг-стратегий: поведенческие и когнитивные.

Поведенческие стратегии подразделяются на три подгруппы:

  1. Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации.
  2. Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон).
  3. Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис: сдерживание и контроль чувств.

Когнитивные стратегии также делятся на три группы:

  1. Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию: принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации.
  2. Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва.
  3. Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств.

Методика Э. Хейма (Heim Е.) позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством доктора медицинских наук, профессора Л. И. Вассермана.

К когнитивным копинг-стратегиям относятся следующие:

Отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы, чем болезнь;

Принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма ;

Диссимуляция болезни, игнорирование, снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью;

Сохранение апломба, стремление не показывать своего болезненного состояния другим;

Проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям;

Относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении;

Религиозность, стойкость в вере («со мною Бог »);

Придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.;

Самоуважение - более глубокое осознание собственной ценности как личности.

Эмоциональные копинг-стратегии проявляются в виде:

Переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям;

Эмоциональной разрядки - отреагирования чувств, вызванных болезнью, например, плачем;

Изоляции - подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации;

Пассивного сотрудничества - доверия с передачей ответственности психотерапевту;

  1. Игнорирование - «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»
  2. Смирение - «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»
  3. Диссимуляция - «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»
  4. Сохранение самообладания - «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния»
  5. Проблемный анализ - «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»
  6. Относительность - «Я говорю себе: по сравнению с проблемами Других людей мои - это пустяк»
  7. Религиозность - «Если что-то случилось, то так угодно Богу»
  8. Растерянность - «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»
  9. Придача смысла - «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»
  10. Установка собственной ценности - «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».

Б. Эмоциональные копинг-стратегии:

  1. Протест - «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»
  2. Эмоциональная разрядка - «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»
  3. Подавление эмоций - «Я подавляю эмоции в себе»
  4. Оптимизм - «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»
  5. Пассивная кооперация - «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»
  6. Покорность - «Я впадаю в состояние безнадежности»
  7. Самообвинение - «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»
  8. Агрессивность - «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»

В. Поведенческие копинг-стратегии:

  1. Отвлечение - «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»
  2. Альтруизм - «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях»
  3. Активное избегание - «Стараюсь не думать, всячески избегаю со-средотачиваться на своих неприятностях»
  4. Компенсация - «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»
  5. Конструктивная активность - «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.).
  6. Отступление - «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»
  7. Сотрудничество - «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»
  8. Обращение - «Я обычно ищу людей, способных помочь мне сове-том»

Виды копинг-поведения были распределены Хеймом на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.

Адаптивные варианты копинг-поведения

  • «проблемный анализ»,
  • «установка собственной ценности»,
  • «сохранение самообладания» - формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
  • «протест»,
  • «оптимизм» - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

  • «сотрудничество»,
  • «обращение»,
  • «альтруизм» - под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Неадаптивные варианты копинг-поведения

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

  • «смирение»,
  • «растерянность»,
  • «диссимуляция»,
  • «игнорирование» - пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

  • «подавление эмоций»,
  • «покорность»,
  • «самообвинение»,
  • «агрессивность» - варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.
  • «активное избегание»,
  • «отступление» - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения , конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления.

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

  • «относительность»,
  • «придача смысла»,
  • «религиозность» - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

  • «эмоциональная разрядка»,
  • «пассивная кооперация» - поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

  • «компенсация»,
  • «отвлечение»,
  • «конструктивная активность» - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

Некоторые исследователи пришли к тому , что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без нее, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий.

В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающим копингом». Так, например, Фрайденберг предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории: обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то еще), непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией) и продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус).

Как видно, копинг-стратегия в категории «Обращение к другим» стоит особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга. Таким образом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении «эффективности- неэффективности», исследователями здесь все же предпринята попытка выделить еще одно измерение - «социальная активность», которое, с точки зрения исследователей, не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное.

Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и копинг-механизмы. При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны - от активных гибких и конструктивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты.

Д. Б. Карвасарский выделяет также четыре группы защитных механизмов:

  1. Группа перцептивных защит (отсутствие переработки и содержания информации): вытеснение, отрицание, подавление, блокирование;
  2. Когнитивные защиты, направленные на преобразование и искажение информации: рационализация, интеллектуализация, изоляция, формирование реакции;
  3. Эмоциональные защиты, направленные на разрядку отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, сублимация;
  4. Поведенческий (манипулятивные) типы защит: регрессия, фантазирование, уход в болезнь.

Механизм действия копинг-стратегий аналогичен действию защитных механизмов по приведенной выше схеме.

Сходными по действию с защитными механизмами выделяют действие копинг механизмов (механизмов совладания). Копинг механизмы - это активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой; стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы (приспособление к болезни, физической и личностной беспомощности), которые определяют успешную или не успешную адаптацию.

Сходство копинг стратегий с механизмами защиты заключается в поддержании гомеостаза психики. Главными отличиями копинг механизмов от механизмов защиты является их конструктивность и активная позиция человека, использующего их. Однако это утверждение является спорным. Различие между этими двумя понятиями настолько мало, что порой трудно отличить обусловлено ли поведение человека защитными механизмами или копинг механизмами (человек может с легкостью переходить от использования одной стратегии к другой). Более того, в различных публикациях такие термины, как «сублимация», «отрицание», «проекция», «подавление», «вытеснение» и др.

Используются и в значении психологических защит, и в значении копинг механизмов. Пожалуй, наиболее весомый аргумент в пользу различения механизмов копинга и защиты заключается в том, что копинг считается процессом осознанным, в то время как защита неосознаваема. Однако изначально человек сознательно не выбирает способ реагирования на проблемную или стрессовую ситуацию, сознание лишь опосредует этот выбор и делает возможным дальнейшую коррекцию поведения. В то же время можно указать защиты, которые могут быть осознанными (например, сублимация) и копинги, которые могут быть неосознанными (например, альтруизм).

Классификация способов совладающего поведения может быть проведена с использованием разных подходов. Например:

а) дифференциация способов совладания по выполняемым функциям;

б) группирование способов совладания в блоки (включение способов совладания более низкого порядка, младшего разряда в блоки категорий более высокого порядка, старшего разряда и создание иерархической модели способов совладания).

А. Дифференциация способов совладания по выполняемым функциям.

1. Дихотомия «совладание с проблемой (problem-focused coping) либо совладание с негативными эмоциями (emotion-focused coping)».

Проблемно-разрещающее совладание направлено на устранение стрессора или уменьшение последствий его негативного действия, если он не может быть разрушен. Совладание, сфокусированное на эмоциях, направлено на сведение к минимуму вызванного стрессорами эмоционального напряжения. Для его реализации может использоваться широкий арсенал способов совладания (избегание негативных эмоций либо из активное выражение, уход от стрессовой ситуации, самоуспокоение, размышления о возникших негативных эмоциях).

2. Дихотомия «взаимодействие со стрессором либо избегание его».

Совладание, направленное на взаимодействие со стрессором (engagement coping), на борьбу с ним или со связанным с ним эмоциями. Данный тип совладающего поведения включает в себя поведение, сфокусированное на разрешении проблемы и некоторые формы поведения, сфокусированное на совладании с эмоциями: регуляция эмоций, поиск социальной поддержки, когнитивное реструктурирование. Совладание, ориентированное на избегание стрессора (disengagement coping), нацелено на уклонение от взаимодействия с ним, на избавление от угрозы или связанной с ней эмоциями. Данный тип совладания прежде всего способствует освобождению от проявлений дистресса, негативных эмоций и относится к совладанию, сфокусированному на эмоциях. Он включает такие копинг-стратегии как отрицание, избегание, стремление выдать желаемое за действительное.

3. Дихотомия «приспособление, аккомодация к стрессовой ситуации либо определение смысла, значения стрессовой ситуации».

Совладание, сфокусированное на приспособлении к стрессовой ситуации (accommodative coping) направлено на действие стрессора. В ответ на возникающие ограничения личность пытается приспособиться к стрессовой ситуации используя разные стратегии (стратегии когнитивного реструктурирования, принятия непреодолимого препятствия, самоотвлечения).

Сфокусированное на смысловом содержании совладание (meaning-focused coping) включает в себя поиск смысла негативного события для человека, исходя из имеющихся у него ценностей, убеждений, изменение смысла целей и ответа личности на стрессовую ситуацию. Этот тип совладающего поведения может отражать придание обычным событиям жизни позитивного значения. Он включает переоценку ситуации, прежде всего в неконтролируемых ситуациях с прогнозируемым негативным исходом, и основывается на предположении, что переживание стрессового события включает в себя одновременно переживание как негативных, так и позитивных эмоций.

4. Дихотомия «опережающее либо восстановительное совладание».

Опережающее совладание (proactive coping) рассматривается как комплекс процессов, посредством которых люди предвосхищают или обнаруживают потенциальные стрессоры и действуют упреждающе с целью не допустить начала их действия. Ожидание новых угроз мотивирует человека принимать активные меры по их предотвращению до наступления действия стрессора и меньше переживать дистресс, когда возникновение переживаний становится неизбежным. Восстановительное, реагирующее на уже имевшую место проблемную ситуацию совладание (reactive coping) сфокусировано на преодоление полученного ущерба, вреда или возникших в прошлом потерь.

Дифференциация способов совладания по выполняемым функциям дает возможность получить особенную и полезную информацию об особенностях реагирования на стресс при использовании определенного способа совладания (например: отвлечение внимания). Тем не менее, ни одно различие не дает полного представления о структуре совладающего поведения. Поэтому представляется целесообразным создание многомерных моделей совладающего поведения, в которых копинг-стратегии сгруппированы исходя из выполняемой ими функции.

Б. Группирование способов совладания более низкого разряда в блоки копинг-стратегий более высокого разряда.

Одна и та же копинг-стратегия, отнесенная в разные классификационные группы, может получать иное значение и становится многомерной. Блок способов совладания «избегание» является интегрированным комплексом разнообразных копинг-стратегий более низкого разряда с узко специализированной направленностью, помогающим покинуть среду, вызывающую дистресс (отрицание, употребление наркотиков, выдавание желаемого за действительное, когнитивное и поведенческое избегание, дистанцирование и т.д.). Блок способов совладающего поведения «поиск поддержки» отражает многомерность способов совладающего поведения и позволяет использовать доступные источники социальных ресурсов. Содержание поиска поддержки связано с ее смыслом (обращение с призывом, покаяние), источником (семья, друзья), отражает ее вид (эмоциональная, финансовая, инструментальная) и сферу поиска (учеба, медицина).

Наличие множества копинг-стратегий не означает то, что человек использует какую-то одну из них. Вслед за Р. Лазарусом, и С. Фолкманом. и К. Гарвером можно считать, что в той или иной ситуации личность прибегает к целому комплексу копинг-стратегий в зависимости от своих личностных особенностей и характера ситуации, т.е. существуют паттерны копинга.

Одним из центральных вопросов в теории копинга Р. Лазаруса и С. Фолкмана является вопрос о его динамики. По мнению авторов, копинг - это динамический процесс с составляющими структурными элементами, т.е. копинг не является постоянным, а подвержен модификации с изменением социального контекста.

Копинг представляет собой многомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используют люди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях.

Вопрос о динамики копинга напрямую связан с проблемой прогноза того или иного поведения человека в стрессовой ситуации.

Социальный контекст копинга, а именно специфика и особенности события, с которыми взаимодействует человек в процессе преодоления, способны влиять на процесс совладания. Ситуация во многом определяет логику поведения человека и меру ответственности за результат его поступка. Особенности ситуации в большей степени детерминируют поведение, чем диспозиции субъекта. Стрессовая ситуация оказывает на личность значительное влияние.

Поведение во многом детерминировано не объективно заданной ситуацией, а ее субъективной оценкой и восприятием, однако нельзя недоучитывать и объективные показатели ситуации, которые отражаются в субъективной репрезентации индивида.

Люди по-разному интерпретируют стрессовую ситуацию. Они могут оценивать ее как угрозу или как требование. Стрессовые последствия, по мнению ученых, возможны только в том случае, если событие воспринимается индивидом как угроза, если же событие воспринимается как требование, то это вызовет другой способ ответа на него. По их мнению, оценка того или иного стрессового события зависит от оценки личности своих ресурсов совладания со стрессором, которые могут быть основаны на индивидуальном опыте, знаниях или практики или же на самооценке, восприятии собственной компетентности и др. На сегодняшний день вопрос остается открытым по поводу того, какие характеристики среды или личности могут оказывать наибольшее влияние на процесс преодоления.

Когнитивная оценка стрессовой ситуации, согласно теории Р. Лазаруса и С. Фолкмана, является ключевым механизмов, обуславливающим процесс преодоления.

Р. Лазарус предлагает две формы оценки - первичную и вторичную. При первичной оценке человек оценивает свои ресурсы, другими словами, отвечает на следующий вопрос: «Что я имею для преодоления этой ситуации?». Ответ на этот вопрос содействует качеству его эмоциональных реакций и их интенсивности. При вторичной оценке человек оценивает свои возможные действия и прогнозирует ответные действия среды. Другими словами задает следующие вопросы: «Что я могу сделать? Какие у меня стратегии преодоления? И как среда ответит на мои действия?». Ответ влияет на тип копинг-стратегий, которые будут выбраны для управления стрессовой ситуацией.

Значима роль способности к оценке ситуации, от которой зависит адекватный выбор стратегий преодоления. Характер оценки во многом зависит от уверенности человека в собственном контроле ситуации и возможности ее изменения. Вводится термин «когнитивное оценивание», определяющий некую активность личности, а именно процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего.

От того, как у человека работает механизм когнитивного оценивания, зависят стратегии, которые будет использовать человек при разрешении трудной ситуации. Результат когнитивного оценивания - вывод человека о том, сможет ли он разрешить данную ситуацию или нет, сможет ли он контролировать ход развития событий или ситуация неподконтрольна ему. Если субъект расценивает ситуацию как подконтрольную, то он склонен применять для ее разрешения конструктивные копинг-стратегии.

По мнению Р. Лазаруса и С. Фолкмана, когнитивная оценка - это интегральная часть эмоционального состояния. Гнев, например, обычно включает оценку параметров вреда или угрозы, счастье включает оценку условий «человек-среда» с точки зрения их выгоды или полезности.

Выбор стратегии копинга

Один из проблемных вопросов - оценка эффективности копинг-стратегий. Стратегии копинг-поведения могут быть полезны в одной ситуации и совершенно неэффективными в другой, а одна и та же стратегия может быть эффективной для одной и бесполезной для другой личности, а также эффективной считается такая копинг-стратегия, использование которой улучшает состояние человека.

Выбор стратегии копинга зависит от множества факторов. В первую очередь, от личности субъекта и особенностей ситуации, вызвавшей копинг-поведение. Кроме того, влияние оказывают половозрастные, социальные, культурные и другие особенности.

Имеется обусловленность способа психологического преодоления жизненных сложностей половыми стереотипами: женщины (и феминные мужчины) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и мускулинные женщины) - инструментально, путем преобразования внешней ситуации. Если принять, что возрастные проявления феминности характеризуют лиц обоего пола в подростково-юношеском и пожилом возрасте, то станут более понятными обнаруженные возрастные закономерности развития форм копинга. Существуют и некоторые общие, достаточно устойчивые выводы об эффективности и предпочтительности различных форм копинг-стратегий. Наименее эффективными является избегание и самообвинение, достаточно действенным считается реальное преобразование ситуации или ее перетолкование.

Неоднозначно оцениваются эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Вообще выражение чувств принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса. Однако есть исключение, которое составляет открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности. Но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека.

Предпочтение копинг-стратегий субъектами с различным уровнем жизнестойкости

Жизнестойкость является интегративным качеством личности, включающим три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Субъекты с более высоким уровнем жизнестойкости склонны использовать более эффективные копинг-стратегии для совладания со стрессом (планирование решения проблемы, положительная переоценка), в то время как личности с низким уровнем жизнестойкости склонны прибегать к менее эффективным стратегиям (дистанцирование, бегство/избегание).

Проведенные исследования позволили специалистам признать стратегии планирование решения проблемы и положительная переоценка, как более адаптивные, способствующие разрешению трудностей, а дистанцирование и бегство/избегание - как менее адаптивные. Полученные результаты позволили подтвердить гипотезу о положительной связи жизнестойкости и ее компонентов с предпочтением копинга планирование решения проблемы и отрицательной - с использованием копинг-стратегий дистанцирование и избегание.

Не было выявлено ожидаемой положительной связи жизнестойкости с выбором копинга положительная переоценка . Это можно объяснить тем, что данный тип копинга, как отмечают специалисты, предполагает ориентацию на философское отношение к негативным событиям, может вести к отказу от действенного решения проблемы. Именно поэтому положительная переоценка может быть более эффективной для людей более старшего возраста, а не студентов.

Копинг-стратегии при невротических заболеваниях

Исследование копинга у лиц, страдающих неврозами (Карвасарский и соавт., 1999), показало, что по сравнению со здоровыми людьми для них характерна большая пассивность в разрешении конфликтов и проблем, им свойственно менее адаптивное поведение. Больные неврозами часто реагировали «растерянностью» (когнитивная копинг-стратегия), «подавлением эмоций» (эмоциональная копинг-стратегия) и «отступлением» (поведенческая копинг-стратегия).

Исследования копинг-поведения у больных неврозами свидетельствуют о том, что они достоверно реже по сравнению со здоровыми людьми используют адаптивные формы копинг-поведения, такие как поиск социальной поддержки, альтруизм, оптимистичное отношение к трудностям. Больные неврозами чаще, чем здоровые, склонны выбирать копинг-поведение по типу изоляции и социального отчуждения, избегания проблемы и подавления эмоций, легко впадают в состояние безнадежности и покорности, склонны к самообвинению.

Здоровые испытуемые отличаются сформированностью таких копинг-стратегий, как конфронтативный копинг, планирование решения проблемы, положительная переоценка; принятие ответственности; дистанцирование и самоконтроль. Ими достоверно чаще, чем больными, используется адаптивная копинг-стратегия «оптимизм». Поведенческий, эмоциональный и когнитивный блоки совладания более интегрированы также в группе здоровых испытуемых. Между психологическими защитами «регрессия» и «замещение» в группе здоровых лиц наблюдается слабая положительная взаимосвязь, в то время как в группах больных эта взаимосвязь более прочная.

В группе лиц, страдающих психосоматическими расстройствами, все показатели антиципационной состоятельности имеют более низкие значения, чем в группе здоровых лиц. При этом их отличают выраженность психологической защиты «проекция», преобладание эмоции отвращения и таких черт личности как подозрительность и высокая критичность.

В группе лиц, страдающих психосоматическими расстройствами, наблюдается достоверно более высокая, чем в группе здоровых испытуемых, выраженность таких видов психологических защит как «компенсация», «рационализация», «регрессия», «замещение», «реактивное образование», «вытеснение»; копинг-стратегии «бегство-избегание» и «эмоциональная разрядка».

Однако совладающее поведение этих лиц отличается от такового у лиц, страдающих невротическими расстройствами, большей представленностью блоков «опережающего» совладания и копинг-стратегий, большей адаптивностью.

В группе лиц, страдающих невротическими расстройствами, высоко выражены психологические защиты «рационализация» и «проекция». У представителей данной группы преобладают эмоции ожидания и отвращения, сдерживающиеся с помощью соответствующих психологических защит. Для таких лиц характерны такие черты, как высокая критичность и стремление контролировать среду, педантичность, совестливость, подозрительность. Они отличаются более высокой выраженностью всех диагностируемых видов психологических защит.

Неадаптивная копинг-стратегия «растерянность» достоверно более часто применяется в группах лиц, страдающих психосоматическими и невротическими расстройствами, чем в группе здоровых лиц.

Статьи по теме